Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Щетининой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 сентября 2014 года в г. Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего Старинновой Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сырескина Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что решением пенсионного органа от 05 сентября 2013 года N124358/13 ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены ряд периодов ее работы, поскольку наименование учреждения, в котором она осуществляла трудовую деятельность "больница с поликлиникой при МВД" не предусмотрено соответствующим Списком. Считает указанное решение нарушающим ее права, с учетом уточнения просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе
Саранск Республики Мордовия от 05 сентября 2013 года N124358/13 в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и не включения периодов работы в специальный стаж, обязать ответчика периоды работы с 21 ноября 1990 года по 28 марта 1993 года, с 29 марта 1993 года по 23 апреля 1993 года, с 24 апреля 1993 года по 12 июня 1996 года в должности старшей медицинской сестры больницы с поликлиникой медотдела МВД, с 13 июня 1996 года по 13 октября 1998 года, с 14 октября 1998 года по 12 ноября 1998 года, с 13 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 05 декабря 2004 года в должности медсестры для обслуживания детского дошкольного учреждения больницы с поликлиникой при МВД, с 06 декабря 2004 года по 05 апреля 2005 года, с 06 апреля 2005 года по 05 мая 2005 года, с 06 мая 2005 года по 11 сентября 2005 года в должности медицинской сестры ГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД" включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в календарном исчислении, назначить трудовую пенсию по старости с 16 августа 2013 года (л.д.1-6, 224).
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 20124 года исковые требования Сырескиной Л.П. удовлетворены (л.д.232-245).
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитина Н.В., ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в решении об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считает решение незаконным, просит его отменить (л.д. 246-248).
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С., истицы Сырескиной Л.П. и ее представителя Шукшиной И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрено, что соответствующим правом обладают лица, осуществлявшие свою деятельность в должности медицинской сестры, в том числе, больниц, поликлиник и госпиталей всех наименований (пункты 1, 6, 9).
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в соответствующем списке. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До 01 ноября 1999 года действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464. В соответствии с указанным Списком правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Решением пенсионного органа от 5 сентября 2013 года истицы было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в специальный стаж не были засчитаны периоды работы Сырескиной Л.П. с 21 ноября 1990 года по 28 марта 1993 года, с 29 марта 1993 года по 23 апреля 1993 года, с 24 апреля 1993 года по 12 июня 1996 года в должности старшей медицинской сестры больницы с поликлиникой медотдела МВД, с 13 июня 1996 года по 13 октября 1998 года, с 14 октября 1998 года по 12 ноября 1998 года, с 13 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 05 декабря 2004 года в должности медсестры для обслуживания детского дошкольного учреждения больницы с поликлиникой при МВД, с 06 декабря 2004 года по 05 апреля 2005 года, с 06 апреля 2005 года по 05 мая 2005 года, с 06 мая 2005 года по 11 сентября 2005 года в должности медицинской сестры ГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД"
Из копии трудовой книжки N6064579 следует, что Сырескина Л.П. 21 ноября 1990 года была принята на должность старшей медицинской сестры больницы с поликлиникой медотдела МВД, после чего 13 июня 1996 года была переведена медицинской сестрой для обслуживания детского дошкольного учреждения больницы с поликлиникой при МВД, а 06 декабря 2004 года - медицинской сестрой ГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД", где проработала до 12 сентября 2005 года (л.д.12).
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке N12/3-С-7 от 26 февраля 2014 года (л.д.14).
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в спорные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что по смыслу вышеприведенных правовых норм спорные периоды до 01 ноября 1999 года подлежат включению в трудовой стаж истицы независимо от наименования должности лечебно - профилактического учреждения всех форм собственности, а в спорные периоды, имевшие место после названной даты, трудовая деятельность истцы протекала в больнице с поликлиникой при МВД и ГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД", что соответствует наименованиям учреждений, содержащихся в соответствующем Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, как то: "Больницы всех наименований" (пункт 1) и "Госпитали всех наименований" (пункт 9), соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения, и установленных обстоятельствах дела.
При этом судебная коллегия учитывает, что организация, в которой истица осуществляла свою трудовую деятельность в спорные периоды, согласно ее уставу является государственным учреждением здравоохранения, деятельность которого связана с оказанием плановой и экстренной амбулаторной и стационарной, консультативной, лечебно-диагностической помощи больным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данные индивидуального персонифицированного учета за спорные периоды работы истицы не содержат соответствующего кода льготы, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствие указанных сведений не может служить основанием для ущемления гарантированного Конституцией Российской Федерации права истицы на пенсионное обеспечение и отказа во включении спорных периодов ее работы в специальный трудовой стаж.
К тому же отсутствие в выписке из лицевого счета застрахованного лица кода льготы не влечет для истицы правовых последствий при определении ее специального стажа работы, поскольку обязанность по предоставлению в соответствующий орган сведений о застрахованных лицах Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возложена на работодателя.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные приведенным пенсионным органом в решении об отказе истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, фактически направлены на переоценку доказательств и не содержат ссылок на обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не исследованные судом, и опровергающие его выводы, а потому основаниями к отмене обжалуемого судебного акта быть не могут.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.