Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Щетининой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 сентября 2014 года в г.Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего Старинновой Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хохлова И.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения, возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году ее исключили из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением возраста 23 лет и утратой соответствующего статуса. Считает решение ответчика нарушающим ее права, в связи с чем с учетом уточнения просила признать его незаконным, обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м (л.д.1-7, 147).
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 года заявленные исковые требования удовлетворены (л.д.170-183).
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. считает решение незаконным, указывая, что истица не подлежит включению в соответствующий список в связи с достижением ей возраста 23 лет. Ссылается также на недостаточность денежных средств для приобретения жилых помещений. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д.185-187).
В судебное заседание Хохлова И.И., представители администрации городского округа Саранск, Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.195, 196, 198-199 ), при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хохлова И.И. 1989 года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск N413 от 28 марта 2008 года Хохлова И.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на государственную поддержку в приобретении или строительстве жилья (л.д.41-47).
Письмом директора Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск от 11 октября 2013 года Хохловой И.И, отказано во включении с список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.36).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статья 5 предусматривает, что действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае если дети-сироты и лица из числа детей-сирот не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Разрешая по существу возникший спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма.
При этом, суд правомерно исходил из того, что в силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 1 января 2013 года, Хохлова И.И. имела право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое не было ей реализовано.
Соответственно, на Хохлову И.И. распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, и она имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, регулирующих спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела, и подтвержденными совокупностью доказательств, оцененных судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Хохлова И.И. не может быть включена в соответствующий список в связи с достижением ей возраста 23 лет, судебной коллегией отклоняются, поскольку право Хохловой И.И. на внеочередное предоставление жилого помещения до достижения указанного возраста не было ей реализовано.
Не заслуживают внимания судебной коллегии и доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа не обеспечена необходимыми финансовыми средствами, поскольку обеспечение жилыми помещениями соответствующей категории лиц законом не ставится в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и не содержат ссылок на факты, имеющие юридическое значение, но не исследованные судом, и опровергающие его выводы, а потому основаниями к отмене обжалуемого судебного акта быть не могут.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г.Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.