Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козлова А.М.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Польдяевой Е.Ю., к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить Польдяевой Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 июня 2014 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения Польдяевой Е.Ю., мнение прокурора Межевовой Ю.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском в интересах Польдяевой Е.Ю. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить Польдяевой Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Саранск.
В обоснование заявленного требования указал, что Польдяева Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Польдяева Е.Ю. жилым помещением не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 июня 2014 года иск прокурора Ленинского района г. Саранска полностью удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на недостаточность денежных средств, выделенных администрации городского округа Саранск для приобретения жилых помещений для указанной категории граждан. Кроме того, указывает, что в нарушение требований процессуального законодательства к участию в деле не было привлечено Министерство финансов Республики Мордовия.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Польдяева Е.Ю. и старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещерякова И.М. считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступившим относительно нее возражениям, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родители Польдяевой (до брака - Шишовой) Е.Ю. - мать Ш.С.А. и отец Ш.Ю.Н. решением "данные изъяты" от 13 мая 2008 года лишены родительских прав.
Польдяева Е.Ю. зарегистрирована по адресу: "адрес". В данном жилом помещении проживают Ш.С.А. и Ш.Ю.Н. - мать и отец истца, лишенные в отношении нее родительских прав.
На основании постановления администрации городского округа Саранск от 10 апреля 2014 года "N" "О включении или отказе во включении в список дете-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда" Польдяева Е.Ю. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно выписке из домой книги жилая площадь занимаемая Польдяевой Е.Ю. в "адрес" оставляет менее учетной площади жилого помещения
Доказательств, наличия у Польдяевой Е.Ю. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Польдяева Е.Ю. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Исходя из содержания приведенных законоположений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Польдяевой Е.Ю. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются правильными.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
Исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).
Расчет норматива и распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственного полномочия, производятся на основании методики согласно приложению к настоящему Закону.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
О невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по независящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать Правительство Республики Мордовия.
По смыслу вышеприведенных норм не привлечение в качестве третьего лица Министерства финансов Республики Мордовия на правильность выводов суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округа Саранск обязанности предоставить Польдяевой Е.Ю. жилое помещение не влияет и не влечет отмену судебного постановления, следовательно, доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
При этом имеющаяся в резолютивной части решения суда описка в части указания фамилии истца (Ганькова), а также неверное указание фамилии родителей Польдяевой Е.Ю. и её добрачной фамилии (Шилова) не влечет отмену или изменение данного решения, поскольку указанная описка может быть исправлена судом первой инстанции в порядке статьи 200 ГПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Д. Стариннова
Судьи
Т.А. Елина
А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.