Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н.,
судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Неустроевой С.П.,
с участием заявителя, его представителя Романовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заявителя, на решение Якутского городского суда РС (Я) от 3 июня 2014г., по делу, по заявлению Поповой А.Е. об установлении факта отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте и об оспаривании решения об отказе отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска во включении в льготную очередь на получение жилья незаконным, которым
постановлено:
Заявление Поповой А.Е. о признании оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте - удовлетворить.
В удовлетворении заявления Поповой А.Е. об обязании отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска выдать заключение о включении Поповой А.Е. в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения заявителя, его представителя, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова А.Е. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что она после смерти матери, в возрасте 3 лет была направлена в ******** детский дом, затем в 9 лет направлена в ГКОУ ******** для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где обучалась и проживала до 1996 года. Своего отца не помнит, его не видела, участия в ее воспитании он не принимал, умер 15.04.2010г.
В настоящее время проживает и работает в г. Якутске, своего жилья не имеет. При обращении в отдел опеки и попечительства г. Якутска с заявлением о включении в реестр на получение жилья ей было отказано, с чем не согласна, заключение органа опеки 25 февраля 2014г. считает необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в г. Якутске.
Просила установить факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, признать отказ отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска по постановке ее на учет в льготную очередь на получение жилья от 25.02.2014 г. незаконным, обязать отдел опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска поставить ее на учет в льготную очередь на получение жилого помещения.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен заявитель.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам. Ссылается на то, что судом не выяснены обстоятельства дела, по которым заявитель не принят на учет в качестве нуждающегося, срок постановки на учет пропущен не по ее вине, а по вине органа опеки и попечительства, своевременно не проинформировавшего о наличии у нее данной льготы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Положениями пункта 9 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет должны быть поставлены на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При этом, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без принятия во внимание конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Из абз. 3 п. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В рассматриваемом случае Поповой А.Е. не представлено убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ей своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Поповой А.Е. является верным.
Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка. Нормы материального и процессуального права судом соблюдены. Доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основанием для отмены решения.
Ссылка на ненадлежащее исполнение своих обязанностей органом опеки и попечительства в настоящем случае не влечет отмену или изменение состоявшегося судебного решения.
До совершеннолетия Попова А.Е. на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в улучшении жилищных условий, не была поставлена. Нет таких сведений, и после совершеннолетия заявителя.
В силу ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно п.3 ст.36 ГК РФ защита их прав и интересов возлагается на опекунов и попечителей. Опека и попечительство прекращаются по достижению ребенком 18 лет. По достижении совершеннолетия лицо самостоятельно реализует свои права, в частности, право на постановку на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции правильно установлено, что мать Поповой - Попова Л.А. умерла 04.10.1982 г., заявительница 10.02.1983г. была направлена в ******** детский дом на воспитание, потом направлена в ГКОУ ******** для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец участия в воспитании ребенка не принимал.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что Попова А.Е. имела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный статус подлежал оформлению органом опеки и попечительства в установленном порядке.
В то же время, на момент обращения в суд с настоящим заявлением Поповой А.Е. исполнилось 34 года, в то время как из преамбулы указанного Федерального закона, а также из его ст.1, следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, в настоящее время Попова А.Е. статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладает.
В полномочия суда не входит наделение истца статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это относится к компетенции органа опеки и попечительства, что не было учтено судом первой инстанции.
В связи с тем, что на момент обращения за предоставлением жилья Попова А.Е. уже утратила вышеуказанный статус, она в настоящее время не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По указанным основаниям, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании ст. 330 ГПК РФ в части удовлетворения заявления Поповой А.Е. о признании оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 3 июня 2014г. в части удовлетворения заявления о признании Поповой Антонины Егоровны оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте - отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.