Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Ортабаева М.Б.,
судей Калюженко Ж.Э. и Цалиевой З.Г.,
при секретаре Дряеве Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Адырхаева А.С. о признании бездействия Администрации местного самоуправления (далее - АМС) Алагирского района РСО-Алания незаконным, и возложении на орган местного самоуправления, обязанности по выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по апелляционной жалобе АМС Алагирского района РСО-Алания на решение Ардонского районного суда РСО-Алания от 23 июня 2014 года, которым постановлено:
Заявление Адырхаева А.С. - удовлетворить. Признать незаконным ответ Администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания N ... от 09.04.2014 года на заявление Адырхаева А.С. от 21 марта 2014 года.
Признать незаконными действия Администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания, выразившиеся в нарушении требований п.4 ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно в невыдаче на основании заявления Адырхаева А.С. от 21.03.2014 года в установленный законом месячный срок утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обязать Администрацию местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания рассмотреть заявление Адырхаева А.С. от 21 марта 2014 года и в установленный ч. 4 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок 30 дней, со дня вступления решения в законную силу, утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Цалиевой З.Г., выслушав представителя АМС Алагирского района РСО-Алания Мзокова А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
УСТАНОВИЛА:
Адырхаев А.С. обратился в Ардонский районный суд РСО-Алания с заявлением о признании бездействия АМС Алагирского района РСО-Алания - незаконным, обязании АМС утвердить и выдать ему на основании его заявления от 21 марта 2014 года схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование заявления указал, что 21 марта 2014 года им было направлено в АМС Алагирского района РСО-Алания заявление о предоставлении земельного участка из категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования для размещения объектов особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: Россия, ... , ... район, южнее сел. ... , с кадастровым номером ... 09.04.2014 года АМС письменным ответом отказала ему, ссылаясь на то, что требуемый им в заявлении от 21 марта 2014 года земельный участок находится в распоряжении Минэкономразвития РФ. Вместе с тем выписка из ЕГРП подтверждает факт того, что требуемый им в заявлении от 21 марта 2014 года, земельный участок зарегистрирован на праве собственности за АМС Алагирского района. Ответ АМС считает необоснованным, так же в установленный законом срок АМС Алагирского района не выполнила требования пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, тем самым он не получил вышеуказанную схему требуемого в заявлении от 21.03.2014 земельного участка.
В процессе рассмотрения дела заявитель Адырхаев А.С. требования изменил и просил признать ответ АМС незаконным; признать действия АМС, выразившиеся в нарушении требований п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ - в невыдаче на основании его заявления от 21 марта 2014 года в установленный законом месячный срок утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать АМС выполнить требования п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ, а именно, обязать в месячный срок утвердить и выдать ему на основании его заявления от 21 марта 2014 года схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Представитель АМС Алагирского района РСО-Алания Гоболова Е.Т. требования Адырхаева А.С. считала не подлежащими удовлетворению.
Судом 23 июня 2014 года постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась АМС Алагирского района РСО-Алания
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения Ардонского районного суда РСО-Алания от 23 июня 2012 года, как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права, и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (статья 2 ГПК РФ).
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 ГПК РФ).
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение о том, что в порядке главы 25 ГПК РФ могут быть оспорены ненормативные акты органов местного самоуправления, органов власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, а также действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые хотя и не облечены в форму решения, но также содержат властное волеизъявление, повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению, то есть исполнение которых обязательно.
Как видно из материалов дела, 21 марта 2014 года Адырхаев А.С. обратился в АМС Алагирского района РСО-Алания с заявлением, в котором просил предоставить ему на праве пользования (аренды) сроком на 49 лет земельный участок из категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование: для размещения объектов особой экономической зоны туристско - рекреационного типа, общая площадь ... кв.м., расположенный по адресу: ... , ... район, южнее с. ... (л.д.6).
Главой АМС Алагирского района РСО-Алания заявителю дан ответ за N ... от 9 апреля 2014 года, согласно которому АМС Алагирского района РСО-Алания не вправе осуществлять распоряжение указанным земельным участком по причине того, что указанный земельный участок передан Управляющей компании ОАО "Курорты Северного Кавказа" в соответствии с дополнительным Соглашением от 26 апреля 2013 года к Соглашению об управлении особой экономической зоной туристско-рекреакционного типа, созданной на территории Алагирского района (л.д.25-26).
Согласно выписке из ЕГРП от 25 мая 2014 года N ... испрашиваемый земельный участок состоит на кадастровом учёте под N ... , правообладателем его является муниципальное образования Алагирский район РСО-Алания (л.д.24).
Суд первой инстанции со ссылкой на указанную выписку из ЕГРП, пришёл к выводу, что собственником земельного участка является АМС Алагирского района РСО-Алания, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению на основании ст.34 Земельного кодекса РФ.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2005 года N116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N116-ФЗ) на территории РФ могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны, под которыми понимаются определяемые на основании ст.2 Закона N116-ФЗ Правительством РФ части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.
В силу ч.1 ст.6 Закона N116-ФЗ решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 N833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказком федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" Правительство РФ, РСО-Алания, администрация муниципального образования Алагирский район РСО-Алания и администрация муниципального образования Ирафский район РСО-Алания заключили 16 апреля 2013 года Дополнительное соглашение NС-135-ОС/Д14 к Соглашению NС-53-ОС/Д14 от 10 февраля 2011 года, которым установили границы туристско - рекреационной особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), созданной на территории Алагирского и Ирафского районов РСО-Алания, в части территории участка ОЭЗ, расположенного в Алагирском районе РСО-Алания, которые проходят по границам земельных участков, указанных в приложении N1 к настоящему дополнительному соглашению.
Согласно Передаточному акту от 16 апреля 2013 года и Приложению N1 к Дополнительному соглашению NС-135-ОС/Д14 от 16 апреля 2013 года земельный участок N ... , расположенный в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Алагирского и Ирафского районов РСО-Алания, передан в управление и распоряжение Министерства экономического развития РФ.
Как следует из п.7.1 Дополнительного соглашения NС-135-ОС/Д14 Министерство экономического развития РФ предоставляет в аренду земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ и переданные Министерству в соответствии с настоящим соглашением.
Следовательно, у АМС Алагирского района РСО-Алания отсутствовали полномочия по управлению и распоряжению испрашиваемым земельным участком, что суд не учёл.
Разрешая спор, суд первой инстанции также не принял во внимание, что резидентами ОЭЗ могут стать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, поскольку в силу ч.1 ст.10 Закона N116-ФЗ под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Вместе с тем заявитель к указанной категории лиц не относится.
Судом не учтено и то обстоятельство, что ст.34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а туристско-рекреационная деятельность предполагает строительство.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок состоит на кадастровом учёте под N ... , в связи с чем выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ) не требуется.
Таким образом, ст.34 Земельного кодекса РФ в настоящем деле применению не подлежала.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что основания для удовлетворения требований Адырхаева А.С. отсутствовали, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ардонского районного суда РСО-Алания от 23 июня 2014 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления Адырхаева А.С.
Апелляционную жалобу АМС Алагирского района РСО-Алания удовлетворить частично.
Председательствующий М.Б.Ортабаев
Судьи Ж.Э.Калюженко
З.Г.Цалиева
Справка: дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Ардонского районного суда РСО-Алания В.С.Кудзоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.