Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Куулар Л.Д., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Мангыр С.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куулар Л.Д. гражданское дело по иску прокурора Сут-Хольского района в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва об обязании прекратить трудовой контракт с заместителем председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Ондар Ч.Ч. по апелляционной жалобе Ондар Ч.Ч. на решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах муниципального образования обратился в суд с иском к администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва об обязании прекратить трудовой контракт с заместителем председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Ондар Ч.Ч.
В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства о муниципальной службе в администрации сельского поселения сумона Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва были выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе. В ходе проверки установлено, что решением председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N на высшую муниципальную должность, категории "руководитель", должность муниципальной службы - заместитель председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва назначена Ондар Ч.Ч., с ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор N. Указанное решение является решением должностного лица органа местного самоуправления. Данное решение порождает правовые последствия - возникновение правоотношений, связанных с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих между муниципальным служащим и администрацией муниципального образования сельского поселения сумона Кызыл-Тайга Сут-Хольского кожууна Республики Тыва. Проверкой установлено, что Ондар Ч.Ч. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к высшей должности муниципальной службы категории "руководители", не имеет высшего профессионального образования. Просит обязать администрацию сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва прекратить трудовой договор с Ондар Ч.Ч., заключенный с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2014 года иск прокурора Сут-Хольского района удовлетворен. Судом постановлено: "Обязать администрацию сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна прекратить трудовой договор с заместителем председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Ондар Ч.Ч.".
Третье лицо - Ондар Ч.Ч. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала, что в указанной должности работает 20 лет. В настоящее время получает высшее образование в Тувинском государственном университете. Также добавила, что во время работы добросовестно исполняла свои должностные обязанности, имеет большой опыт работы, пользуется уважением населения.
Третье лицо - Ондар Ч.Ч. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор Ойдуп У.М. в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы.
Ответчик - председатель администрации сельского поселения сумона Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского района Сарыглар М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 1). Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2). В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе", должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.
Частью 2 ст. 8 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва.
В силу ст. 8 (1) Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.
Приложением 1 к указанному Закону установлено, что для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва", должность заместитель председателя администрации относится к категории "руководители" главной группы должностей муниципальной службы.
Таким образом, наличие высшего профессионального образования для замещения должности заместитель председателя администрации сельского поселения является обязательным в силу прямого указания в законодательстве.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, заместитель председателя администрации сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского района Республики тыва Ондар Ч.Ч. имеет среднее специальное образование, что подтверждается дипломом серии ** N об окончании в ДД.ММ.ГГГГ году Кызылского техникума экономики и права по специальности "правоведение".
Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Ондар Ч.Ч. принята на должность заместителя главы администрации сумона Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва в лице председателя Сарыглар М.А. и Ондар Ч.Ч. заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Документов, подтверждающих наличие у Ондар Ч.Ч. высшего профессионального образования, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение Ондар Ч.Ч. на должность заместителя председателя администрации сельского поселения и заключение с ней служебного контракта осуществлены с нарушением законодательства. Ондар Ч.Ч. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования, необходимому для замещения указанной должности.
Поскольку единственным способом устранения нарушения законодательства является расторжение служебного контракта и освобождение Ондар Ч.Ч. от занимаемой должности, то суд обоснованно возложил данную обязанность на администрацию сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.