Судья Верховного Суда Республики Тыва Куулар Л.Д., рассмотрев жалобу представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Сватикова А.И. на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Волченко В.К.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Волченко В.К. прекращено в связи с недоказанностью вины.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Сватиков А.И. обратился с жалобой на указанное постановление судьи. В обоснование жалобы указал на то, что судьей установлено, что осмотр помещений столовой был произведен без участия понятых, что послужило основанием для признания недопустимым доказательством протокола осмотра помещения. Отсутствие понятых в тех помещениях, в которых были сотрудники управления и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва", не означает, что отборы проб производились не в помещении столовой. Протокол осмотра является одним из доказательств. Его нельзя рассматривать отдельно от протоколов лабораторных исследований, заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва", протокола об административном правонарушении. Судьей ошибочно применены нормы материального права. Просил отменить постановление судьи, направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Сватикова А.И., представителей Волченко В.К. - Межевикина А.В., Кольчикова Д.И., проверив дело, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 2000 руб. до 3000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 17 названного Закона при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно- эпидемиологические требования.
В соответствии с положениями абз. 4 ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества).
Из материалов дела следует, что основанием для составления протокола об административном правонарушении от 28 мая 2014 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора и СГМ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Куулар А.А. по статье 6.6 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Волченко В.К. послужило то обстоятельство, что в ходе проведенной проверки по обращению гражданки Сат А.В. в помещении столовой индивидуального предпринимателя Волченко В.К., расположенного в **, были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания.
Согласно протоколу об административном правонарушении, при поступлении в Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва обращения гражданки Сат А.В. о нарушении требований санитарного законодательства в столовой по **, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Волченко В.К., главным специалистом- экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва Куулар А.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N от 13 мая 2014 года.
При осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории столовой, находящихся там вещей и документов, выявлены нарушения п. 1 ст. 17 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к организации питания населения, СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья": контейнерная площадка расположена в хозяйственной зоне с отдельным въездом, один общий контейнер для твердых бытовых отходов и пищевых отходов переполнен более 2/3 объема. В складском помещении пищевой продукт - соль хранилась на полу, что не допускается, по требованиям соль должна храниться на стеллажах или подтоварниках. Кухонная посуда в складском помещении хранилась на полу, в холодильном оборудовании стеллажи для хранения пищевых продуктов деревянные, не покрашенные краской, трудно поддающиеся влажной уборке и дезинфекции. В холодильном оборудовании хранилась сметана "Сибиржинка" и сырое мясо, рыба, правило товарного соседства при хранении пищевых продуктов не соблюдается. В производственном помещении стены побелены водоэмульсионной краской, что препятствует проведению влажной уборки и дезинфекции. Разделочный инвентарь (ножи, доски), производственный стол, кухонная посуда не промаркированы по назначению, разделочный инвентарь хранится в одном месте. В производственном помещении на полу хранилась готовая продукция: компот, чай с молоком, что не допускается. Дезинфицирующее средство в наличии отсутствует, порядок мытья столовой посуды не соблюдается. У работников столовой имеется один комплект санитарной одежды. Отсутствует наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (соки, газированный напитки) с указанием наименования товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, указана только цена изделия (в нарушение п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55). Меню столовой индивидуальным предпринимателем не утвержден, в имеющемся меню в нарушение п. 12 Правил оказания услуг общественного питания состав готовых блюд не указывается. Не доведены до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правила оказания услуг общественного питания. Руководителем организации общественного питания не обеспечено наличие в организации СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". Журнал здоровья, в который ответственным лицом должны вноситься данные об осмотре открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний перед началом работы, журнал оценки фритюрных жиров, журнал контроля температурного режима холодильного оборудования, журнал оценки качества блюд и кулинарных изделий в организации общественного питания отсутствуют. Уборочный инвентарь в недостаточном количестве, имеется 1 ведро для уборки пола, ведро не промаркировано, нет отдельного уборочного инвентаря для уборки складских, вспомогательных помещений. На линии раздачи ложки, вилки хранятся в специальных ящиках-кассетах ручкой вниз. В мучном цехе мука хранится на поддонах высотой менее 15 см. Фактически в день проверки работают 4 сотрудника столовой, представлены всего 4 личных медицинских книжек. Не представлен списочный состав работников столовой "Шинономонтаж". Выявлено нарушение сроков прохождения периодических медицинских осмотров: повар - Якушева, нет данных результата осмотра врача- дерматовенеролога, не пройдены следующие лабораторные анализы: на гельминтозы, на патогенный стафилококк, не пройдено гигиеническое обучение с последующей аттестацией, отсутствуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваний. При этом имеет допуск к работе - штамп допуска ГБУЗ РТ "Городская поликлиника г. Кызыла" от 07 мая 2014 года; помощник повара - Ак-Лама, нет данных результата осмотра врача-дерматовенеролога, не пройдены следующие лабораторные анализы: на патогенный стафилококк, не пройдено гигиеническое обучение с последующей аттестацией, отсутствуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, при этом имеет допуск к работе, штамп допуска ГБУЗ РТ "Городская поликлиника г. Кызыла" от 07.05.2014 г.; кассир-раздатчица - Сундуй, не пройдены следующие лабораторные анализы: на гельминтозы, на патогенный стафилококк, не пройдено гигиеническое обучение с последующей аттестацией, отсутствуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, при этом имеет допуск к работе, штамп допуска ГБУЗ РТ "Городская поликлиника г. Кызыла" от 16.05.2014 г.; посудомойка - Ховалыг, нет данных результата осмотра врача-дерматовенеролога, не пройден лабораторный анализ на патогенный стафилококк, не пройдено гигиеническое обучение с последующей аттестацией, отсутствуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, при этом имеет допуск к работе, штамп допуска ГБУЗ РТ "Городская поликлиника г. Кызыла" от 07.05.2014 г. У всех работников отсутствуют прививочные сертификаты. Для соблюдения личной гигиены работниками столовой не выделены личные полотенца, во время работы в столовой работники Ховалыг Д.Д., Ак-Лама А.Х. не снимают ювелирные украшения - кольца. Работники уличную одежду оставляют в шкафу в подсобном помещении, при осмотре у работников спецодежда - фартуки, сменная обувь грязная, кассир-раздатчица не имеет головной убор - косынка, колпак. Вышеуказанные нарушения не соответствует требованиям санитарных правил к личной гигиене персонала организации столовой, в нарушение п. 13.1. СП 2.3.6.1079-01. Из документов, указанных в п. 2 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N от 13 мая 2014 г., представлены следующие документы: копия договора об оказании услуг на вывоз бытовых отходов, заключенный между Волченко В.К. и Специализированным Автотранспортным Акционерным обществом, в лице генерального директора Васильева от 3 декабря 2002 г. без номера. Согласно п. 5 данного договора, срок действия договора до 31 декабря 2008 г., в конце договора подписи заказчика и исполнителя отсутствуют; копия договора от 11 октября 2007 г., заключенного между ИП Волченко и МУП "Банно-прачечный комбинат", об оказании услуг по обработке белья. Согласно п. 5 договора, срок действия договора до 31.12.2007 г.; копия договора N от 01 января 2011 г., заключенного между ИП Волченко В. К. и ООО "Восток", на оказание услуг по сбору отработанных люминесцентных ламп. Согласно п. 9 договора, срок действия договора - до 31 декабря 2011 г.; копия старой программы и графика производственного контроля, утвержденного индивидуальным предпринимателем Волченко В.К., и согласованного главным врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" О.Д. Ховалыг; копия программы производственного контроля на 2014 г. и согласованный график лабораторных исследований по программе производственного контроля на 2014 г., протоколы лабораторных исследований по программе производственного контроля за 2013 год и 1 квартал 2014 года индивидуальным предпринимателем не представлены.
При проведении лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" установлено: из 10-и исследованных проб смывов с объектов окружающей среды бактерии группы кишечной палочки обнаружены в 7 пробах (70 %): тарелка, ложки, вилки, холодильник для салатов, стакан, руки повара, стакан, руки повара, халат повара, что не соответствует п. 6.6., 6.14., 13.4. СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (протокол лабораторных исследований от 20.05.2014 г. N 1734); готовое блюдо "Рис" по бактериологическим показателям не соответствует п. 1.9.15.14/1. СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (превышение КМАФАнМ 3,3x10.4 КОЕ/г., при норме не более 1x10.3 КОЕ/г., обнаружено наличие бактерий группы кишечной палочки в 1,0 г, при норме не допускается в 1,0 г. обнаружено E.Coli в 1.0 г, при норме не допускается в 1.0 г, обнаружено S. Aureus в 1 г, при норме не допускается в 1,0 г.) (протокол лабораторных исследований от 20.05.2014 г. N 1739); готовое блюдо "Макароны отварные" по бактериологическим показателям не соответствуют п. 1.9.15.14/1. СанПиН 2.3.2.1078-01 (превышение КМАФАнМ 2,9x10.4 КОЕ/г, при норме не более 1x10.3 КОЕ/г, обнаружено наличие бактерий группы кишечной палочки в 1.0 г. при норме не допускается в 1.0 г. обнаружено E.Coli в 1.0 г. при норме не допускается в 1.0 г.) (протокол лабораторных исследований от 20.05.2014 г. N 1738) (заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" N 231-от г.). Увеличение КМАФАнМ свидетельствует о размножении микроорганизмов, в числе которых могут оказаться патогены и микроорганизмы, вызывающие порчу продукта (например, плесени). Превышение допустимого КМАФАнМ и наличие БГКП свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии организации общественного питания, нарушении технологического процесса приготовления блюд на предприятии, нарушении условий хранения продукции, не соблюдении личной гигиены персоналом организации общественного питания. E.Coli - бактерия, широко встречается в нижней части кишечника теплокровных организмов. Наличие E.Coli в пищевых продуктах свидетельствует о фекальном загрязнении пищевого продукта. Употребление пищевого продукта, контаминированного E.Coli может привести к пищевым отравлениям среди населения, могут вызывать гастроэнтериты, воспаления мочеполовой системы. В редких случаях вирулентные штаммы также вызывают гемолитический-уремический синдром, перитонит, мастит, сепсис и грамотрицательную пневмонию. Золотистый стафилококк главным образом обитает в носоглотке человека. Употребление пищевых продуктов, контаминированных золистым стафилококком, может вызвать у человека микробное пищевое отравление. Следовательно, при оказании услуг общественного питания для населения индивидуальным предпринимателем Волченко В.К. допускаются нарушения требований санитарного законодательства, что представляет угрозу здоровью потребителей и может привести к возникновению инфекционных заболеваний среди населения.
Кроме протокола об административном правонарушении, в суд представлены также: определение N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; предписание главного государственного санитарного врача о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований, обследований, испытаний, гигиенических, токсикологических и иных видов оценок; протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; протокол N от 28 мая 2014 года о временном запрете деятельности; заключение о результатах лабораторных исследований образцов проб, отобранных в столовой; протоколы лабораторных исследований; определение о передаче судье дела об административном правонарушении.
КоАП РФ предусмотрен осмотр принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. При этом результаты осмотра в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ допустимы в качестве доказательств лишь в том случае, если процессуальное действие осмотр проводился при условии участия двух понятых.
Как следует из материалов дела, протокол об осмотре составлен в присутствии двух понятых Кыргыса Э.Э., Ооржак Г.К.
На самом протоколе об осмотре индивидуальный предприниматель Волченко указал на то, что при проведении осмотра понятые не участвовали, они были приглашены при составлении протокола осмотра и его подписании.
В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей работники Управления Роспотребнадзора по РТ Куулар А.А., Хелин-оол В.К., которыми 14 мая 2014 года был составлен протокол об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории, дали аналогичные пояснения о том, что при данном осмотре понятые фактически не участвовали. Они обедали в столовой, ими подписан протокол.
В соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ взятие проб и образцов, необходимых
для проведения экспертизы, должно оформляться протоколом, предусмотренным ст. 27.10 КоАП РФ, с участием понятых.
В материалах дела таких протоколов не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При таких данных судья городского суда пришел к правильному выводу, что протокол не может являться допустимым доказательством, а также заключение о результатах лабораторных исследований образцов, проб, отобранных в столовой, протоколы лабораторных исследований, они подлежат исключению из их числа доказательств. При этом обоснованно исходил из того, что протокол об административном правонарушении, составленный на основании вышеназванных недопустимых доказательствах, не может являться надлежащим и достаточным доказательством вины индивидуального предпринимателя Волченко В.К.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ, в действиях индивидуального предпринимателя Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва не был доказан.
При таких данных судьей городского суда производство по данному делу об административном правонарушении правильно прекращено на основании статьи 24.5 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения постановления судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАп РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Волченко В.К., оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Л.Д. Куулар
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.