Заместитель председателя Верховного Суда Республики Хакасия Пислевич И.П., рассмотрев надзорную жалобу должностного лица - заместителя руководителя УФАС по РХ Франскевич О.П., на решение судьи Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 27 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 06 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении
должностного лица - главы Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Панина В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФАС по РХ от 20 января 2014 года Панин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 27 марта 2014 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 06 мая 2014 года указанное решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе заместитель руководителя УФАС по РХ просит отменить вступившие в законную силу судебные решения, как незаконные и необоснованные. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают вину Панина В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Указывает, что судом первой инстанции были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в неизготовлении протокола судебного заседания в срок и в неознакомлении с ним представителя УФАС по РХ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, за совершение которого глава Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Панин В.Н. привлекался к административной ответственности, состояла в нарушении части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом: административным зданием, расположенным по адресу: "данные изъяты", общей площадью 279,5 кв. метра; зданием диспетчерской, расположенным по адресу: "данные изъяты", общей площадью 37,3 кв. метра; зданием гаража с мастерскими (нежилого), расположенным по адресу: "данные изъяты", общей площадью 642,2 кв. метра; зданием складов с мастерскими (нежилого), расположенным по адресу: "данные изъяты", общей площадью 378, 9 кв. метра с ООО "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" от 15.11.2012 "данные изъяты" без проведения установленной законодательством процедуры торгов, что ограничило конкуренцию.
Суд первой инстанции исследовал доказательства, имеющиеся в материалах дела: решение комиссии УФАС по РХ "данные изъяты" от 09.09.2013 (л.д. 13-15), протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 13.01.2014 (л.д. 20-23), решение "данные изъяты" об отказе в предоставлении муниципальной преференции от 28.01.2013 (л.д. 36-37), акт передачи имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Усть-Абаканский район в собственность муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от 27.03.2008 (л.д. 45-48), постановление главы Усть-Абаканского поссовета от 01.10.2012 "данные изъяты" (л.д. 56-57), договор безвозмездного пользования от 01.10.2012 (л.д. 58-59), акт приема-передачи от 01.10.2012 (л.д. 60), акт возврата муниципального имущества от 14.11.2012 в рамках договора безвозмездного пользования от 01.10.2012 (л.д. 61), постановление главы Усть-Абаканского поссовета от 14.11.2012 "данные изъяты" "О передаче имущества в безвозмездное пользование" (л.д. 62), договор "данные изъяты" безвозмездного пользования от 15.11.2012 (л.д. 63-64), акт приема-передачи от 15.11.2012 (л.д. 65), акт приема-передачи от 15.12.2012 (л.д. 66), соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования от 15.11.2012 "данные изъяты" от 13.12.2012 (л.д. 44).
Проанализировав эти доказательства, а также описание способа совершения правонарушения в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении как "заключение вышеприведенного договора безвозмездного пользования, передача недвижимого имущества ООО "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" 15.11.2012 и его возвращение Администрации Усть-Абаканского поссовета 15.12.2012, при отсутствии документального подтверждения досрочного расторжения договора", исходя из принципа презумпции невиновности, суд обосновал свой вывод об отсутствии доказательств вины Панина В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Суд второй инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, согласился с его выводами. При этом судебные инстанции учли все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследовав их в рамках судебного разбирательства.
Указание в жалобе на то, что недвижимое имущество Администрацией Усть-Абаканского района было передано в безвозмездное пользование ООО "ТеплоВодоканал Усть-Абакан" на срок более чем тридцать календарных дней, необосновано.
Как следует из материалов дела, 15.11.2012 между Администрацией Усть-Абаканского поссовета, в лице главы Панина В.Н., и ООО "ТепловоВодоканал Усть-Абакан", в лице генерального директора ФИО1, был заключен договор безвозмездного пользования "данные изъяты", согласно которому Администрация обязуется передать в безвозмездное временное пользование Обществу недвижимое имущество:
- административное здание (нежилое), расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 279,5 кв. метра;
- здание диспетчерской (нежилое), расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 37,3 кв. метра;
- здание гаража с мастерскими (нежилое), расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 642,2 кв. метра;
- здание гаража со складом (нежилое), расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 548,9 кв. метра (л.д. 63-64).
В этот же день, т.е. 15.11.2012 вышеуказанное недвижимое имущество Администрацией Усть-Абаканского поссовета было передано в безвозмездное пользование ООО "ТепловоВодоканал Усть-Абакан", что подтверждено актом приема-передачи (л.д. 65).
В силу пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
13.12.2012 между Администрацией Усть-Абаканского поссовета, в лице главы Панина В.Н., и ООО "ТепловоВодоканал Усть-Абакан", в лице генерального директора ФИО1, заключено соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования от 15.11.2012 "данные изъяты" (л.д. 44).
15.12.2012 недвижимое имущество ООО "ТепловоВодоканал Усть-Абакан" возвращено Администрации Усть-Абаканского поссовета, что подтверждено актом приема-передачи (л.д. 66).
При таких обстоятельствах судебными инстанциями достоверно установлено, что срок действия договора безвозмездного пользования от 15.11.2012 "данные изъяты" между Администрацией Усть-Абаканского поссовета и ООО "ТепловоВодоканал Усть-Абакан" не превышал 30 дней.
Кроме того, доказательством досрочного расторжения договора безвозмездного пользования от 15.11.2012 "данные изъяты" является соглашение от 13.12.2012, заключенное между Администрацией Усть-Абаканского поссовета и ООО "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан", при этом акт приема-передачи свидетельствует лишь о факте передачи Обществом недвижимого имущества Администрации в срок, указанный в соглашении.
Ссылки в жалобе на то, что юридическим лицом не обжаловано в Арбитражный суд решение комиссии УФАС по РХ, которым Администрация Усть-Абаканского поссовета признана нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не свидетельствуют о наличии в действиях Панина В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что главой Усть-Абаканского поссовета также нарушено требование части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не влечет отмену состоявшихся судебных актов, поскольку Панину В.Н., согласно протоколу, вменялось лишь нарушение требований части 1 статьи 17.1 КоАП РФ, выразившееся в заключение договора безвозмездного пользования имущества без проведения торгов. Установление судом иных обстоятельств по делу означало бы выход за рамки предмета доказывания, что, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ, недопустимо.
Непредставление административному органу документов в виде соглашения от 13.12.2012 и акта приема-передачи от 15.12.2012 не лишало права Панина В.Н. и его защитника в силу требований статей 25.1, 25.5 КоАП РФ представлять такие доказательства в ходе рассмотрения дела судьей. Также указанное обстоятельство не освобождало административный орган от обязанности по принятию мер, направленных к получению достаточных для разрешения дела по существу доказательств.
Таким образом, все доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Судебные акты по делу содержат мотивированные выводы. Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебных решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Само по себе несогласие с произведенной оценкой доказательств не свидетельствует о нарушении судом правил оценки доказательств. Сомнений в полном, объективном, всестороннем выяснении всех обстоятельств дела не имеется.
Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное решение, не допускается.
Из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим. Данный вывод является также общепризнанным принципом международного права, так как в соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации должен признаваться в Российской Федерации при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, если вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы обжалует орган, вынесший постановление, потерпевший (его представитель) или опротестовывает прокурор по мотиву ухудшения положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу, то оно не может быть отменено лицами, указанными в статье 30.13 КоАП РФ, поскольку иное толкование нормы допускало бы возможность ухудшения положения лица, которое привлекается к административной ответственности.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших. Указанные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Однако жалоба заместителя руководителя УФАС по РХ о незаконности судебных решений не содержит доводов о наличии существенных (фундаментальных) нарушений, повлиявших на исход дела, и представляет собой переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что не может служить основанием к пересмотру вступившего в законную силу судебного постановления в порядке статей 30.12 - 30.18 КоАП РФ.
Доводы жалобы о неизготовлении протокола судебного заседания в срок и об отказе в ознакомлении с протоколом судебного заседания несостоятельны.
Как следует из материалов дела, протокол судебного заседания от 27.03.2014 изготовлен и подписан - 28.03.2014 (л.д. 79-82). 01.04.2014 секретарь судебного заседания сообщил представителю УФАС по РХ о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела, что подтверждено телефонограммой (л.д. 93). Представитель административного органа, действующий на основании доверенности от 09.01.2014, был ознакомлен 04.04.2014 с протоколом судебного заседания от 27.03.2014, о чем имеется его расписка в соответствующем ходатайстве (л.д. 90).
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено. Судебные акты сомнений в своей законности не вызывают и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 27 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 06 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении
должностного лица - главы Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Панина В.Н., оставить без изменения, жалобу должностного лица - заместителя руководителя УФАС по РХ - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Хакасия И.П. Пислевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.