Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2014 года апелляционные жалобы представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская центральная районная больница" Новиковой Е.В. и истца Вариковой А.Е. на решение Абаканского городского суда от 22 мая 2014 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Вариковой А.Е. к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская центральная районная больница" о предоставлении материальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., пояснения истца, настаивавшей на доводах своей жалобы, объяснения представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская центральная районная больница" Новиковой Е.В., настаивавшей на доводах жалобы больницы, представителя ответчика Министерства здравоохранения РХ Лимаровой Л.В., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варикова А.Е. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав РХ), Правительству Республики Хакасия (далее - Правительство РХ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская Центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ", Больница) о предоставлении материальной поддержки. Заявленные требования мотивировала тем, что является медицинским работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности. В ДД.ММ.ГГГГ узнала о программе "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011-2013 годы)" (далее - Программа), которой предусмотрена материальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1 200 рублей медицинским работникам, вышедшим на пенсию и постоянно проживающим в сельской местности, если их общий трудовой стаж работы в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия, составляет не менее 10 лет. На заявление истца о выплате указанной материальной поддержки Минздрав РХ ответил отказом, мотивируя тем, что обязанность производить выплату у них возникла только с 01 января 2014 года в связи с принятием постановления Правительства РХ от 13 ноября 2013 года N 614. Из ответа прокуратуры следовало, что данная Программа утратила свое действие, и поскольку выплата производится на заявительной основе, а заявление истец написала только в 2014 году, ежемесячная материальная поддержка подлежит выплате с 2014 года. Выражая несогласие с отказом в предоставлении материальной поддержки за прошедшие годы, просила обязать ответчиков выплачивать ежемесячную денежную выплату в размере 1 200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований, приведя доводы, изложенные в иске. Дополнительно суду пояснила, что о действии Программы узнала случайно в ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Больницу с заявлением о выплате, однако денежные средства ей до настоящего времени не выплачиваются.
Представитель ответчика Минздрава РХ - Лимарова Л.В. заявленные требования не признала, указав, что в рамках Программы выплаты производились на заявительной основе. С 01 января 2014 года данная Программа не действует, поскольку принято постановление Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года". В целях реализации данного постановления Минздравом РХ разработано Положение о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, утверждённое приказом от 19 февраля 2014 года N 152. Приказ распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года. Размер, порядок и условия предоставления и назначения материальной поддержки в 2014 году аналогичны размеру, порядку и условиям и назначению материальной поддержки, выплачиваемой ранее. Считала, что истцу правомерно отказано в выплатах за ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с заявлением она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году материальная поддержка не выплачивается, поскольку отсутствует финансирование из республиканского бюджета. Указала, что Минздрав является ненадлежащим ответчиком. Просила в иске к Минздраву РХ отказать.
Представитель ответчика Правительства РХ - Кунучаков В.Г. заявленные требования не признал, пояснив, что Правительство РХ является ненадлежащим ответчиком. Полагал, что Варикова А.Е. не указала, каким образом Правительство РХ нарушило её право на получение материальной поддержки. Настаивал на том, что истец не подала заявление с необходимыми документами о предоставлении и назначении ей материальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" - Новикова Е.В. заявленные требования не признала, пояснив, что Варикова А.Е. в 2014 году обратилась с заявлением о материальной поддержке. Больница издала приказ о назначении истцу материальной поддержки в размере 1 200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, однако выплаты не производятся в связи с задержкой финансирования из республиканского бюджета. Сведения о действии Программы доводились до населения в средствах массовой информации. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Обязал ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" предоставить материальную поддержку Вариковой А.Е. в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1 200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований отказал. Взыскал с Больницы государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
С решением не согласна представитель ответчика ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" - Новикова Е.В.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, она просит решение суда в части обязания Больницы выплачивать истцу материальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1 200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое судебное решение. Полагает, что суд необоснованно обязал Больницу выплачивать материальную поддержку за счёт средств ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ", в то время как финансирование данных выплат осуществляется за счёт средств республиканского бюджета. Указывает, что отсутствие финансирования не позволяет производить выплату материальной поддержки.
С решением также не согласна истец.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, она просит решение суда отменить, принять новое судебное решение, которым удовлетворить исковые требования. Выражает несогласие с заявительным порядком предоставления материальной поддержки, полагая, что ей должны произвести выплату в пределах трёхлетнего срока исковой давности.
Письменных возражений относительно апелляционных жалоб не поступило.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.В рамках предоставленных полномочий Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 603 была утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)", которая действовала в период с 2011-2013 годы. В рамках данной программы медицинским работникам с высшим или средним медицинским образованием, вышедшим на пенсию и постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, рабочих поселках, если их общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, рабочих поселках, составляет не менее 10 лет, оказывается материальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты. Размер, порядок, условия предоставления и назначения материальной поддержки утверждаются правовым актом Министерства здравоохранения Республики Хакасия (раздел 5 программы).
В целях реализации указанного постановления Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 15.03.2013 N 237 утверждено Положение о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию.
В соответствии с пунктом 4 приказа выплата предоставляется на заявительной основе государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия (далее - медицинское учреждение) пенсионерам по месту жительства (пребывания). Пунктом 5 приказа установлено, что для получения выплаты пенсионер представляет в медицинское учреждение следующие документы: заявление о предоставлении выплаты; документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копия; трудовая книжка и её копия; сберегательная книжка и ее копия.
Долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения РХ (2011 - 2013 годы)", утвержденная Постановлением Правительства РХ от 23.11.2010 N 603, действовала до 01.01.2014г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года". Указанная программа содержит аналогичные положения в отношении материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию и постоянно проживающим в сельской местности, если их общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия составляет не менее 10 лет.
В целях реализации данного постановления Правительства РХ Министерством здравоохранения Республики Хакасия издан приказ от 19.02.2014 N 152, которым также утверждено Положение о размере, порядке и условиях представления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию (далее - Положение). Установлено, что настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014г.
П. 3 Положения установлено, что материальная Поддержка, предусмотренная настоящим Положением, предоставляется в виде ежемесячных денежных выплат в размере 1 200 рублей.
Выплата производится на заявительной основе государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия пенсионерам по месту жительства (пребывания). Перечень медицинских учреждений, которым в соответствии с правовым актом Министерства здравоохранения Республики Хакасия переданы полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, утверждается правовым актом Министерства (п. 4 Положения).
Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 06.02.2013 N 92 полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, переданы бюджетным учреждениям, в частности, публичные обязательства по материальной поддержке медицинским работникам, вышедшим на пенсию, переданы Государственному бюджетному учреждению здравоохранению Республики Хакасия "Аскизская центральная районная больница".
Из материалов дела следует, что истец является медицинским работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, стаж ее работы в учреждениях здравоохранения Республики Хакасия составляет не менее 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Варикова А.Е. обратилась с заявлением в ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" о предоставлении ей меры социальной поддержки.
Приказом главного врача ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ N истцу назначена материальная поддержка в виде ежемесячных денежных выплат в размере 1200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ
Не соглашаясь с назначением материальной поддержки только с ДД.ММ.ГГГГ, Варикова А.Е. настаивала на предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных вышеназванными Программами развития здравоохранения Республики Хакасия, с ДД.ММ.ГГГГ.
Установив, что Варикова А.Е. обратилась с заявлением о предоставлении ей материальной поддержки в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в силу вышеназванных Постановлений Правительства РХ и Приказов Министерства здравоохранения РХ предоставление материальной поддержки вышедшим на пенсию медицинским работникам носит заявительный характер, с ДД.ММ.ГГГГ такая поддержка в виде ежемесячных денежных выплат в размере 1 200 рублей истцу предоставлена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска в части предоставления материальной поддержки за период ДД.ММ.ГГГГ.
У судебной коллегии с учетом вышеприведенных норм права нет оснований не согласиться с выводом суда в этой части.
Доводы жалобы истца о несогласии с решением в части отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении материальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как основаны на неправильном толковании истцом норм материального права.
Учитывая, что материальная поддержка с ДД.ММ.ГГГГ истцу не предоставляется в связи с отсутствием финансирования, судом обоснованно удовлетворены требования истца в части обязания ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" предоставить Вариковой А.Е. материальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1 200 рублей с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку, как правильно указал суд, отсутствие денежных средств не может влиять на реализацию прав граждан на указанные меры, и отказано в иске о предоставлении материальной поддержки к Министерству здравоохранения РХ и Правительству РХ.
Жалобы сторон не содержат доводов о несогласии с решением суда в части отказа в иске к Министерству здравоохранения РХ и Правительству РХ.
Доводы жалобы ответчика о том, что суд необоснованно обязал Больницу выплачивать материальную поддержку, в то время как финансирование данных выплат осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, не могут повлечь отмену решения, так как вышеназванными Положением, утвержденным приказом Министерствам здравоохранения Республики Хакасия от 19.02.2014 N 152, и Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 06.02.2013 N 92 обязанность по предоставлению выплаты возложена на медицинское учреждение, которым для истца является ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ".
Таким образом, мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии, поэтому оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 22 мая 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика ГБУЗ РХ "Аскизская ЦРБ" - Новиковой Е.В. и истца Вариковой А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.