Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Редько Е.П.,
при секретаре Туртугешеве А.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Канзычакова Д.А. на решение Абаканского городского суда от 04 апреля 2014 года по заявлению Канзычакова Д.А. об оспаривании постановления Главы г. Абакана о снятии заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., объяснения заявителя Канзычакова Д.А. и его представителя Чебодаева А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Абакана Шестопаловой И.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канзычаков Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Требования мотивировал тем, что с 1993 года он состоял в очереди на улучшение жилищных условий в администрации г.Абакана, ежегодно проходил перерегистрацию, а в 2014 году был исключен из очереди на основании оспариваемого постановления. Полагал, что тем самым нарушено его конституционное право на жилище, гарантированное ему ст.40 Конституции Российской Федерации. Просил признать незаконным постановление Главы г.Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N.
В судебном заседании заявитель Канзычаков Д.А. и его представитель Чебодаев А.Г. суду пояснили, что в 2005 году площадь предоставляемого жилого помещения по договору социального найма законодательно была изменена, однако Канзычаков Д.А. об этом в известность поставлен не был. Заявитель за прошедшие 9 лет мог предпринять какие-либо меры по приобретению жилья в собственность, встать в другую очередь на получение земельного участка. Со ссылкой на ч.3 ст.40, ч.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, ст.6 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" полагали права Канзычакова Д.А. нарушенными.
Представитель администрации г. Абакана Шестопалова И.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что Канзычаков Д.А. в составе семьи бабушки Т.Е.П. в количестве четырех человек был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в 1993 году, однако при перерегистрации в 2014 году выявлено, что состав семьи изменился. В настоящее время норма предоставления жилья по договору социального найма составляет 10 кв.м. Состав семьи заявителя состоит из двух человек, площадь занимаемого жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м. Целью перерегистрации лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является установление лиц, у которых изменились жилищные условия. Полагала оспариваемое постановление мэра г.Абакана законным о обоснованным, соответствующим пункту 2 части 1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд постановил решение, которым отказал Канзычакову Д.А. в удовлетворении требований.
С решением суда не согласился заявитель Канзычаков Д.А.В апелляционной жалобе он указывает, что вывод суда о законности оспариваемого постановления противоречит обстоятельствам дела в части доказанности нарушения администрацией процедуры его принятия, судом неверно применены нормы материального права: ст.55 Конституции Российской Федерации, ст.6 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г.Абакана Шестопалова И.А. выразила согласие с решением суда.
Выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобыи письменных возражений относительно нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ч. 3).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище, предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 07.06.2013, с изм. от 23.06.2014) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Пунктом 1 части 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 06.07.1991, действовавшей на момент принятия заявителя на учет, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Канзычаков Д.А. в качестве члена семьи его бабушки Т.Е.П. поставлен на учет по улучшению жилищных условий и ежегодно проходил перерегистрацию (л.д. 6).
В марте 2001 года очередь переоформлена на Канзычакова Д.А. в связи со смертью Т.Е.П. (л.д. 25).
Постановлением Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N заявитель снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований для получения жилого помещения со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 4, 29).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности вышеуказанного постановления Главы г. Абакана, поскольку в связи с изменением состава семьи жилищные условия заявителя улучшились, и он утратил право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Так, на момент постановки на учет Канзычакова Д.А. действовало постановление исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и Президиума краевого совета профессиональных союзов от 25.02.1987 N 53/9, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв.м и менее (л.д.38).
Как установлено судом, в настоящее время в квартире "адрес", имеющей площадь "данные изъяты" кв.м, зарегистрированы заявитель Канзычаков Д.А. и его дочь К.Д.Д., то есть на каждого из проживающих в указанной квартире приходится "данные изъяты" кв.м, что превышает вышеуказанную учетную норму (л.д. 20).
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что снятие заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не противоречит правилам ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия заявителя на учет, и соответствует смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а потому оспариваемое постановление Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении администрацией г. Абакана процедуры принятия оспариваемого постановления судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Аналогичные требования содержатся в ч.ч. 2, 3, 4 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Как видно из материалов дела, постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О жилищных вопросах" принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с вышеуказанным порядком. О принятом решении Канзычаков Д.А. уведомлен письмом начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Изложенные стороной заявителя в судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций доводы о том, что Канзычаков Д.А. не был поставлен администрацией г. Абакана в известность об изменении нормы жилой площади для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, установленной решением Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 N 126, не заслуживают внимания, поскольку изменение вышеуказанной нормы не являлось основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Более того, решением Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 N 126 учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья (7 кв. метров общей площади жилого помещения) не изменена.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.
Ссылка в оспариваемом постановлении Главы г. Абакана на норму п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, не подлежащую применению к рассматриваемым правоотношениям, не является достаточным основанием для признания постановления незаконным, поскольку решение органа местного самоуправления о снятии с учета принято в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные сторонами доказательства, верно применил нормы материального и процессуального права. Оснований не огласиться с решением суда первой инстанции судебная коллегия не имеет.
Руководствуясь п. 1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 04 апреля 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Канзычакова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Веселая
Е.П. Редько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.