Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 июля 2014 г. по делу N 7р-84/2014
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Кащеевой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ивакина В.В. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 24 июня 2014 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору "данные изъяты" от 24 апреля 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
должностного лица - начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакина В.В.
Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ивакина В.В., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору "данные изъяты" от 24 апреля 2014 года должностное лицо - и.о. начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 24 июня 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, Ивакин В.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что судом дело рассмотрено необъективно. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. обязанность по созданию минерализованных полос и уходу за ними лежит на соответствующем садоводческом (дачном) объединении граждан, устройство минерализованных противопожарных полос предусмотрено только в степных зонах, а удаление (сбор) сухой растительности проводится в летний период. Приводит довод о том, что Огурнев лог не входит в состав территории населенного пункта. Ссылается на то, что постановление о возбуждении дела не отвечает требованиям ст. 28.4, 28.2 КоАП РФ. Полагает, что судом при рассмотрении дела были нарушены положения ст. 1.5 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон пожарной безопасности) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - ППР РФ), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 78 ППР РФ на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Вина должностного лица - начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакина В.В. в несоблюдении приведенных правил пожарной безопасности и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.04.2014 прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка. В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности Администрации муниципального образования г. Саяногорск при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа г. Саяногорск, а именно: защитные противопожарные минерализованные полосы "данные изъяты" не соответствуют предъявляемым требованиям по ширине противопожарной полосы, а также в части наличия на противопожарной стороне по "данные изъяты" сухой растительности; отсутствие защитных противопожарных полос (со стороны леса) по периметру границ незарегистрированных в установленном порядке садовых обществ в Огурневом логу "данные изъяты".
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 18.04.2014 отражает нарушения должностного лица - начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакина В.В. (л.д. 29-31).
Вопреки доводам жалобы, в постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении событие правонарушения изложено достаточно полно, с указанием времени, места его совершения. В постановлении содержится объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ивакина В.В., отобранное в день вынесения указанного постановления. Постановление соответствует требованиям ст. 28.4, 28.2 КоАП РФ, нарушений требований закона при его составлении не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Ивакина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. устройство минерализованных противопожарных полос определенной ширины предусмотрено только в степных зонах и удаление (сбор) сухой растительности проводится в летний период, являлись предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Суд верно учел, что пунктом 78 ППР РФ предусмотрено создание защитных минерализованных полос на объектах защиты, граничащих с лесопарками, а ненадлежащее устройство такой защитной полосы, в том числе и наличие сухой травы на осматриваемых противопожарных полосах в апреле 2014 года свидетельствует о неисполнении обязанностей по выполнению мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Довод жалобы о том, что Огурнев лог не входит в состав территории населенного пункта опровергается Постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 30.11.2012 N 1849 (ред. от 08.08.2013), согласному которому в единую маршрутную сеть муниципального образования г. Саяногорск, включены также дачи Огурнев лог.
Довод жалобы о том, что обязанность по созданию минерализованных полос и уходу за ними лежит на соответствующем садоводческом (дачном) объединении граждан, несостоятелен.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона о пожарной безопасности).
Из вышеприведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляется в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае - городского поселения. При этом принадлежность территории (земельного участка) не муниципальному образованию, а иному юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления и их должностных лиц не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления и их должностных лиц ответственности за невыполнение этих обязанностей.
Должностное положение Ивакина В.В. подтверждается распоряжением Главы муниципального образования г. Саяногорск от 05.05.2012 "данные изъяты", согласно которому ответственным за организацию обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования г. Саяногорск назначен начальник управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакин В.В. (л.д. 27).
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности Ивакина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется. Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, не является основанием для отмены решения суда.
Административное наказание назначено Ивакину В.В. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрение дела административным органом произведено соблюдением всех принципов судопроизводства, какого-либо ограничения прав Ивакина В.В. не допущено.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и основания для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 24 июня 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования г. Саяногорск Ивакина В.В. оставить без изменения, жалобу Ивакина В.В. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.