Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 июля 2014 г. по делу N 7р-83/2014
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Кащеевой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Коваленко Л.М. на решение судьи Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 16 июня 2014 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора РФ по Республике Хакасия "данные изъяты" от 20 января 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ
юридического лица - Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Хакресводоканал".
Огласив жалобу, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ по Республике Хакасия "данные изъяты" от 20 января 2014 года юридическое лицо - Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакресводоканал" (далее по тексту - ГУП РХ "Хакресводоканал") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 16 июня 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Обстоятельства административного правонарушения приведены в постановлении административного органа и решении суда.
Не согласившись с решением суда, защитник Коваленко Л.М. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что дело рассмотрено необъективно, обстоятельства, на основании которого вынесено решение, не доказаны. Считает, что юридическое лицо - ГУП РХ "Хакресводоканал" необоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Указывает, что действия юридического лица - ГУП РХ "Хакресводоканал" не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Приводит довод о том, что акт проверки не подтверждает факт обнаружения правонарушения. Ссылается на то, что при привлечении юридического лица к административной ответственности административным органом не учтены положения ст. 1.7 КоАП РФ. Полагает, что судом при рассмотрении дела были нарушены положения ст. 1.5 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия, не находит оснований для отмены состоявшего судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с п. 5 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее по тексту - Порядок ведения).
Согласно п. 6 Порядка ведения измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (п. 7 Порядка ведения).
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (п. 9 Порядка ведения).
Вина юридического лица - ГУП РХ "Хакресводоканал" в несоблюдении приведенных положений закона и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с 28.10.2013 по 04.12.2013 была проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП РХ "Хакресводоканал". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных правовыми актами, а именно: осуществление при отсутствии согласования с ТОВР по РХ ЕнБВУ:
- учета объема сбрасываемых сточных вод с КНС "Дамба" в пр. Аскыровская (Красноярское водохранилище) косвенным методом по времени работы и производительности установленных насосов, что является нарушением требований п. 5 ст. 39 Водного кодекса РФ, п.п. 6,7,9 Порядка,
- учета объема сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений п. Пригорск в Красноярское водохранилище, г. Сорска в р. Сора косвенным методом по времени работы и производительности установленных насосов, что является нарушением требований п. 5 ст. 39 Водного кодекса РФ, п.п. 6,7,9 Порядка;
- не осуществление учета объема сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений п. Туим в р. Туимка средствами технических измерений, что является нарушением п. 5 ст. 39 Водного кодекса РФ, п.п. 6,7 Порядка,
- за период с 2012 года по октябрь 2013 года предприятием не осуществлены запланированные водоохранные мероприятия по строительству станции УФ-обеззараживания биологически очищенных сточных вод, капитальному ремонту дюкера очищенных сточных вод от КНС "Дамба" через протоку Тараканиха и пр. Не проведение запланированных водоохранных мероприятий ГУП РХ "Хакресводоканал" является нарушением требований ст. 34, 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 20.12.2013 отражает вышеуказанные нарушения (т. 1, л.д. 173-183). Изложенные в протоколе обстоятельства, подтверждаются приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу от 10.10.2013 "данные изъяты" (т. 1, л.д. 99-107), приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу от 21.11.2013 "данные изъяты" "О продлении срока проведения плановой выездной проверки Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Хакресводоканал" (т. 1, л.д. 109), актом проверки от 04.12.2013 (т. 1, л.д. 111-169), решением о предоставлении водного объекта в пользование "данные изъяты" от 17.07.2013 и приложение к нему (т. 1, л.д. 214-223), отчетом по форме "данные изъяты" за 2012 год (т. 2, л.д. 17-23), планом водоохранных мероприятий на 2013 год по ГУП РХ "Хакресводоканал" (очистные сооружения п. Усть-Абакан) (т. 2, л.д. 24), отчетом о выполнении водоохранных мероприятий за 3 квартал 2013 года (т. 2, л.д. 25), планом водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами с коммунальных очистных сооружений ГУП "Хакресводоканал" в протоку Аскыровская "данные изъяты" (т. 2, л.д. 26), отчетом по выполнению плана водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами с коммунальных очистных сооружений ГУП РХ "Хакресводоканал" в протоку Аскыровская "данные изъяты" (т. 2, л.д. 27-28), отчетом по форме "данные изъяты" за 2012 год (т. 2, л.д. 42-45), договором "данные изъяты" безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности МО Туимский сельсовет (очистные сооружения в сети водоотведения) от 02.08.2010 (т. 2, л.д. 54-57), соглашением от 15.09.2013 о расторжении договора безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности МО Туимский сельсовет (очистные сооружения и сети водоотведения) "данные изъяты" от 02.08.2010 (т. 2, л.д. 58), актом приема-передачи муниципального имущества от 15.09.2013 (т. 2, л.д. 59-60), договором "данные изъяты" купли-продажи имущества от 01.10.2011 (т. 2, л.д. 61-67).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с уставом ГУП РХ "Хакресводоканал" предприятие является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, конституционными и федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, настоящим уставом (п. 1.13 устава) (т. 1, л.д. 70-81).
Поскольку юридическим лицом - ГУП РХ "Хакресводоканал" не принято достаточных мер по соблюдению требований водного законодательства РФ, то оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что отсутствие согласования по применению расчетного метода не образуют состав административного правонарушения необоснованно, т.к. нарушением правил водопользования является, в том числе несоблюдение установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод; непроведение систематических наблюдений за водными объектами и их водохранными зонами; непредоставление такого рода информации специальному уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ГУП РХ "Хакресводоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, опровергаются собранными по делу доказательствами, которые судом признаны относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для принятия решения по делу.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что согласование учета объема сброса сточных вод с очистных сооружений п. Пригорск косвенным методом "данные изъяты" (т. 2, л.д. 135) не указывает на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, т.к. в ходе проведения проверки были выявлены и иные нарушения, в том числе по учету сброса сточных вод с очистных сооружений с КНС "Дамба" в пр. Аскыровская (Красноярское водохранилище), г. Сорска в р. Сора косвенным методом при отсутствии согласования с ТОВР по РХ ЕнБВУ.
Доводы жалобы о том, что акт проверки не подтверждает факт обнаружения административного правонарушения, противоречит материалам дела.
Плановая выездная проверка юридического лица проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон) (т.1 л.д.99-107).
Акт проверки соответствует требованиям ст. 16 Закона и содержит, в том числе и сведения о результатах проверки, в частности о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности юридического лица - ГУП РХ "Хакресводоканал" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется. Административное наказание назначено ГУП РХ "Хакресводоканал" в пределах санкции части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Доводы жалобы о назначении наказания, не предусмотренного законом, действовавшим на момент совершения правонарушения, несостоятельны.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40) длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Выявленное правонарушение относится к длящимся и поскольку нарушение требований водного законодательства РФ были отражены в акте от 04.12.2013, составленным по результатам проверки, то временем совершения правонарушения является 04.12.2013. Поскольку изменения в санкцию ч.1 ст. 8.41 внесены Федеральным Законом " О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 2 июля 2013 года N 173-ФЗ, лицо, совершившее административное правонарушение, привлечено к ответственности в соответствии с требованиями ст. 1.7 КоАП РФ, на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, рассмотрение дела административным органом произведено соблюдением всех принципов административного законодательства, каких-либо ограничений прав юридического лица - ГУП РХ "Хакресводоканал" не допущено.
Таким образом, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
Решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 16 июня 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Хакресводоканал" оставить без изменения, жалобу защитника Коваленко Л.М.- без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.