Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 12 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Игринский район"
на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2014 года,
которым исковые требования З., И. к Администрации муниципального образования "Игринский район" о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворены.
Администрация муниципального образования "Игринский район" обязана предоставить З., И. из муниципального жилого фонда вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 31,4 кв.м., в черте д. "адрес" Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения представителя администрации муниципального образования " "адрес""- Ч.( по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З., И. обратились в суд с иском к Администрации МО "Игринский район" о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте д. "адрес" Удмуртской республики, общей площадью не менее 31,4 кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты.
Требования мотивированы тем, что истцы зарегистрированы и постоянно проживают в доме по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", который принадлежит И. на праве собственности. Заключением межведомственной комиссии N от 16 сентября 2013 года жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. Истцы, полагая, что имеют право на внеочередное обеспечение жильем, обратились в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании истец И. и ее представитель Б. исковые требования поддержали.
Истец З. в судебное заседание не явился, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации МО "Игринский район" - Ч.исковые требования не признал, пояснил, что истцы являются собственниками указанного жилого помещения, в связи с чем, бремя содержания дома в надлежащем состоянии должны нести самостоятельно. В заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания не указано на то, что дом не подлежит капитальному ремонту и реконструкции. Истцы на учете нуждающихся не состоят. Считает, что со стороны истцов имеет место намеренное ухудшение жилищных условий.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Игринский район" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что Администрация МО "Игринский район" не передавала межведомственной комиссии полномочия по принятию решения о признании жилых помещений, находящихся в частной собственности, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Истцы не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в установленном законом порядке не признаны малоимущими. Приобретая спорный жилой дом, находящийся в аварийном состоянии, истцы совершили намеренные действия, ухудшающие их жилищные условия с целью постановки их на учет нуждающихся в получении жилья.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников апелляционного процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец И. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" на основании договора купли продажи от 26 июля 2011 года.
В данном жилом доме также значится зарегистрированным и проживает З.
На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии N от 16 сентября 2013 года дом признан непригодным для постоянного проживания. В акте комиссией отмечено о нецелесообразности проведения капитального ремонта из-за большого физического износа и существенного загнивания деревянных конструкций, превышения фактической эксплуатации дома нормативного срока службы домов данного типа.
Постановлением Администрации МО "Игринский район" N от 24 октября 2013 года, семья И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список нуждающихся на предоставление жилого по договору социального найма.
Постановлением Администрации МО "Игринский район" N от 30 декабря 2013 года отменено постановление Администрации МО "Игринский район" N от 24 октября 2013 года о принятии семьи И. на учет нуждающейся в получении жилья.
Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя требования З., И. суд, руководствуясь 57 ЖК РФ, исходил из того, что жилой дом, в котором проживают истцы, в установленном законом порядке признан непригодным для постоянного проживания, истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, имеют право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в том же населенном пункте, площадью не менее 31.4 кв.м.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами по следующим основаниям.
По смыслу ст.57 ЖК РФ для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащих налогообложению.
Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении регламентировано ст.57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом исходя из указанных норм в их взаимосвязи основанием предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем доказательств тому, что истцы после признания занимаемого ими жилого помещения не пригодным для проживания были признаны малоимущими и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях не представлено. Постановлением Администрации МО "Игринский район" N от 30 декабря 2013 года отменено постановление Администрации муниципального образования "Игринский район" от 24 октября 2013 года N, которым семья И. принята на учет нуждающейся в жилом помещении.
Данное постановление в установленном законом порядке не отменено, недействительным не признано.
При таких обстоятельствах, предусмотренных ст.57 ЖК РФ условий, необходимых для обеспечения истцов жильем во внеочередном порядке у суда не имелось.
Вывод суда о том, что факт постановки истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеет правового значения для разрешения данного спора, противоречит положениям ч.2 ст.49 и ч.1 ст.57 ЖК РФ, согласно которым, жилые помещения (в том числе предоставляемые во внеочередном порядке) предоставляются гражданам при условии подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Доказательств наличия у истцов права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, применительно к названным нормам, в материалах дела не имеется.
Кроме того, делая вывод о незаконности постановления Администрации МО "Игринский район" о снятии семьи И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не учел, что таких требований истцы не заявляли, в установленном законом порядке, указанное постановление не оспаривали. Таким образом, суд, признавая незаконным вышеназванное постановление, вышел за рамки заявленных требований, чем нарушил положения ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Суд правильно отметил, что законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных положений закона, может быть признан как наниматель, так и собственник жилого помещения (определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Таким же образом законодатель не ограничивает право гражданина на получение жилого помещения по договору социального найма на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, жилое помещение которого, признанное в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, принадлежит либо принадлежало ему на праве собственности.
При отсутствии предусмотренных законом оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2014 года отменить.
По делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований З., И. к Администрации муниципального образования "Игринский район" о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Игринский район" удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Копия верна.
Судья: Пономарева А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.