Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.,
судей Пономаревой А.В., Костенковой С.П.,
при секретаре Г.А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 21 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе И.Е.А.
на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2014 года,
которым исковые требования И.Е.А. к Администрации муниципального образования "Город Глазов", Управлению по делам опеки, попечительства, семьи и несовершеннолетних, Министерству образования и науки Удмуртской Республики о признании права на обеспечение специализированным жилым помещением в г. Глазове Удмуртской Республики, включении в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения площадью не менее 18 кв. м из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, заключении договора найма специализированного жилого помещения, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения И.Е.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И.Е.А. обратилась в суд с иском к Правительству Удмуртской Республики, Министерству социальной защиты населения, Администрации г. Глазова о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Требования мотивированы тем, что истец относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. 14 июня 2012 года истец обратилась к главе Администрации г. Глазова с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения, однако письмом от 14 сентября 2012 года истцу в предоставлении жилья отказано со ссылкой на достижение ею возраста 23 лет и утратой статуса лица вышеуказанной категории граждан. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку до достижения ею возраста 23 лет в Администрацию г. Глазова не могла обратиться ввиду ее правовой неграмотности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать отказ Главы Администрации города Глазова о предоставлении жилья во внеочередном порядке незаконным, обязать ответчика предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке, установленном для детей - сирот квартиру, отвечающую санитарным и техническим нормам на семью из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм.
В ходе судебного заседания заявила отказ от иска к Правительству Удмуртской Республики. Определением суда от 26 ноября 2013 года производство по делу по иску И.Е.А. к Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным отказа Администрации г. Глазова о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма прекращено.
При рассмотрении дела истец заявила о привлечении ответчика Министерства образования и науки УР, неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила суд:
- признать право на обеспечение специализированным жилым помещением в г. Глазове Удмуртской Республики;
- обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики и Администрацию г. Глазова включить ее в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение не менее 18 кв. м из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец И.Е.А. и ее представитель Б.Т.В. исковые требования поддержали. Представитель истца пояснила, что И.Е.А. не могла обратиться в Администрацию г. Глазова с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по уважительным причинам. В частности бабушка истца, являющаяся опекуном, находилась на пенсии и в трудной жизненной ситуации, поскольку ей приходилось заниматься воспитанием двух внучек, орган опеки и попечительства не предпринимал действий по защите жилищных прав истца, не оказывал содействия, в том числе путем информирования, в принятии мер к обеспечению истца жильем. О возможности обеспечения жильем узнала после достижения 23 лет
Представитель Управления по делам опеки, попечительства, семьи и несовершеннолетних Администрации г. Глазова - Г.Н.Л. полагала иск подлежащим удовлетворению, пояснила, что со стороны Управления велась работа с опекунами, в том числе путем доведения до их сведения соответствующей информации. Представители Управления посещали опекаемых на дому с проверкой их жилищно-бытовых условий.
Администрация г. Глазова и Министерство образования и науки Удмуртской Республики в суд своих представителей не направили.
Ранее Минобразованием Удмуртской Республики были представлены письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым ответчик иск не признал, указывая на то, что обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в заявительном порядке. Истец И.Е.А. в орган местного самоуправления с целью реализации указанного права до достижения ею возраста 23 лет не обращалась.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что ею представлено достаточно доказательств, подтверждающих невозможность своевременно, то есть до достижения ею возраста 23 лет, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об обеспечении ее жильем как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, истец И.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители И.Е.А. мать П.Н.М. на основании вступившего в законную силу решения Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 11 мая 2001 года лишена родительских прав, отец Т.А.А. в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Постановлением первого заместителя главы Администрации г. Глазова от 17 ноября 1998 года N Т.Л.А. (бабушка) назначена опекуном И.Е.А.
В 2006 году опека над И.Е.А. прекращена.
Согласно письму Управления по делам опеки, попечительства, семьи и несовершеннолетних Администрации г. Глазова от 14 февраля 2012 года N, за И.Е.А. жилое помещение на территории МО "Город Глазов" не закреплялось.
14 июня 2012 года И.Е.А. обратилась в Администрацию г. Глазова с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.
Постановлением Администрации г. Глазова от 14 сентября 2012 года N И.Е.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на достижение истцом возраста 23 лет и отсутствие доказательств, подтверждающих право истца состоять на указанном учете.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены ЖК РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилое помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами Закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, также основывалось на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Поэтому, до достижения 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п.2ч.2 ст.57 ЖК РФ.
В соответствии с ч.9 ст. 8 ФЗ N 15-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу см.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 15-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного Кодекса РФ (в редакции настоящего ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона, в случае, если дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им права на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладить нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч.2 ст.4 ФЗ от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства.
Доказательств того, что истец обращалась в администрацию с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья ею не представлено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, дал правильное толкование вышеуказанных правовых норм и указал, что достижение определенного в законе возраста влечет утрату истцом статуса лица из числа детей-сирот, наличие препятствий обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет и о предоставлении истцу жилого помещения ранее достижения 23-летнего возраста у И.Е.А. не имелось, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований
Выводы суда не противоречат нормам материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела, ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу И.Е.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна.
Судья: Пономарева А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.