Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 28 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2014 года, которым
исковое заявление Соколовой Н. Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав удовлетворено.
Признано незаконным решение N Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) от 19.03.2014г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Соколовой Н. Б..
На Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) возложена обязанность досрочно назначить трудовую пенсию по старости Соколовой Н. Б. с момента возникновения права на пенсию - с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 29 августа 2013 года.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртско Республики (межрайонное) в пользу Соколовой Н. Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) Стрелкова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Н.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что решением Управления от 28.08.2013г. N ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием необходимого стажа лечебной деятельности. При этом ответчик исключил из льготного стажа период ее работы в должности фельдшера войсковой части N с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. и период её нахождения на курсах повышения квалификации с 09.11.1994г. по 20.12.1994г. Полагая необоснованным исключение данных периодов из подсчёта специального стажа, истица просила признать решение Управления от 28.08.2013г. N незаконным, обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением - с 28.08.2013г.
В судебном заседании Соколова Н.Б. ранее заявленные исковые требования уточнила, в связи с признанием ответчиком недействительным решения от 28.11.2013г. и принятием 19.03.2014 г. нового решения по её обращению в пенсионный орган, просила признать незаконным решение Управления от 19.03.2014г. N об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, в остальной части исковые требования оставила без изменения. На удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Стрелков А.В. исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм пенсионного законодательства. Указывает на отсутствие доказательств наличия в составе в/ч 95887 структурно выделенного фельдшерского здравпункта, что исключает возможность включения спорного периода работы истицы фельдшером в стаж для досрочного назначения пенсии.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит данное решение в части подлежащим отмене.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соколова Н.Б. 28.08.2013г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". По данному обращению У. принято решение N от 28.11.2013г. об отказе в установлении пенсии в связи с недостаточностью требуемого стажа лечебной деятельности, в медицинский стаж истцы ответчиком зачтено 28 лет 11 месяцев 00 дней.
19.03.2014г. вышеуказанное решение У. признано недействительным, принято новое решение N от 28.11.2013г. об отказе Соколовой Н.Б. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности.
Стороны расходятся в вопросе о наличии оснований для включения в стаж лечебной деятельности периодов работы в должности фельдшера войсковой части N с 10.01.1985г. по 28.11.1986г. и период её нахождения на курсах повышения квалификации с 09.11.1994г. по 20.12.1994г.
Удовлетворяя требования истицы о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований включения в подсчёт стажа данного периода.
Курсы повышения квалификации судом обоснованно включены в медицинский стаж на основании ст.112 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ, поскольку за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовой пенсии в РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002г. и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 N 781, отсутствуют.
Судебная коллегия считает выводы суда в этой части основанными на правильном применении норм материального права и не подлежащими пересмотру.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж лечебной деятельности спорного периода работы с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. в должности фельдшера войсковой части N, суд исходил из доказанности наличия в структуре в/ч N структурного подразделения - фельдшерского здравпункта, в котором истица осуществляла свою трудовую деятельность.
Вместе с тем, по мнению коллегии, эти выводы суда не подтверждены исследованными доказательствами.
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды работы до 01.11.1999г. засчитываются в соответствии со Списком от 06.09.1991г. N 464.
Оценка пенсионных прав истца по данному спорному периоду возможна также в соответствии со " Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Правилами об исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 (далее - Список и Правила от 29.10.2002г. N781"), действие которых распространено на все периоды работы.
Согласно п.1 Списка от 06.09.1991г. N 464 право на пенсию по выслуге лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23.10.1978г. N 1000, утвердившим Номенклатуру учреждений здравоохранения, Приказом Минздрава СССР от 22.07.1982г. N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении", утвердившим Номенклатуру учреждений здравоохранения (по состоянию на 01.07.1982г.), Приказом Минздравомедпрома РФ от 20.02.1995г. N 35, войсковые части к числу лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений не отнесены.
Списком от 29.10.2002г. N781 войсковые части в числе учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии также не поименованы.
При этом пунктом 6 Правил от 29.10.2002г. N781 предусмотрена возможность включения в стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Поэтому удовлетворение требований истца о включении в специальный стаж периода ее работы с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. в должности фельдшера войсковой части N возможно лишь при доказанности осуществления лечебной деятельности в предусмотренных п.6 Правил от 29.10.2002г. N781 учреждениях (фельдшерский здравпункт, медицинский пункт и др.), являвшихся структурными подразделениями войсковой части.
Вместе с тем, доказательств наличия в спорный период работы истицы в составе в/ч N структурно выделенного фельдшерского здравпункта, на что ссылалась истица, не представлено.
Как следует из архивной справки от 13.02.2014г. N, в спорный период в состав войсковой части N входили: автобаза N ( "адрес"), автобаза (АТБ) N ( "адрес"), автотранспортная контора (АТК) N ( "адрес").
Приказ Начальника войсковой части N от 14.03.1975г. "Об организации работы фельдшерского здравпункта и укомплектации автомобилей", которым директорам автобаз предписывалось создание фельдшерских здравпунктов сам по себе не свидетельствует о наличии в структуре войсковой части в спорный период работы истицы лечебно-профилактического учреждения типа фельдшерский здравпункт или медицинского пункта.
Представленные штатные расписания работников управления АТБ- N ( л.д.34-39) не содержат сведения о наличии в спорный период работы истицы в структуре войсковой части фельдшерского здравпункта или медицинского пункта, в составе работников управления предусмотрены лишь две ставки фельдшера.
Отсутствуют также и сведения о наличии в структуре войсковой части медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, предусмотренного штатными нормативами, утвержденными приказом Минздрава СССР от 30.04.1968г. N340, что позволяло был сделать вывод о наличии в составе войсковой части данного структурно выделенного лечебно-профилактического учреждения.
С учетом изложенного отсутствуют основания для применения п.6 Правил от 29.10.2002г. N 781.
Ввиду недоказанности работы истицы в спорный период с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. в учреждениях, предусмотренных Списками, требования истицы о зачёте его в специальный стаж не подлежат удовлетворению.
Поскольку при суммировании зачтённых ответчиком периодов лечебной деятельности (28 лет 11 месяцев 00 дней) и признанных судом подлежащими включению в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации (01 месяц 12 дней) медицинский стаж истицы не достигает требуемых 30 лет, ее требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с даты обращения за её назначением не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2014 года в части удовлетворения исковых требований Соколовой Н.Б. о признании незаконным решения У. Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) N от 19.03.2014г. в части исключения из стажа лечебной деятельности периода ее работы с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. фельдшером войсковой части N и возложении на ответчика обязанности назначить данную пенсию с 29.08.2013г. отменить. Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Соколовой Н. Б. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) N от 19.03.2014г. в части исключения из стажа лечебной деятельности периода ее работы с 30.09.1985г. по 28.11.1986г. фельдшером войсковой части N и возложении на ответчика обязанности досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 29 августа 2013 года отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.