Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Константиновой М.Р., Пономаревой А.В.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
при секретаре Мориловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 04 июня 2014 года гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах Мигину В.В. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о включении в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения размером не менее 18 квадратных метров в городе Воткинске, к Администрации муниципального образования "город Воткинск" Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах Мигину В.В. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики включить Мигину В.В. в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, и предоставить Мигину В.В. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям "адрес", отвечающее санитарным и техническим требованиям в доме капитального типа в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м и не более 36 кв. м, в черте "адрес" Республики, по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах Мигину В.В. к Администрации МО "город Воткинск" Удмуртской Республики о заключении с Мигину В.В. договора найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., объяснения материального истца Мигину В.В. , прокурора Борзенковой Т.А., просивших решение суда оставить без изменения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах Мигину В.В. обратился в суд с иском к Администрации города Воткинска, Министерству образования и науки Удмуртской Республики о включении в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, о предоставлении по договору найма специализированного благоустроенного жилого помещения размером не менее 18 квадратных метров в городе Воткинске, заключении договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя следующим. Мигину В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, так как родители умерли. С 1996 года Мигину В.В. воспитывалась в госучреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году завершила обучение в "данные изъяты" "адрес". Зарегистрирована по месту жительства и желает проживать (получить жилье) в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства составлено заключение о включении Мигину В.В. в республиканский список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в Удмуртской Республике. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Мигину В.В. передано в Министерство образования и науки Удмуртской Республики. До настоящего времени решение о включении Мигину В.В. в список не принято.
В судебном заседании процессуальный истец пояснила, что Мигину В.В. является одним из наследников после смерти ее отца Мигину В.В. жилого помещения по адресу: "адрес", которое согласно техническому паспорту состоит из одной комнаты жилой площадью 15,2 кв. м, кухни, прихожей; общая площадь дома составляет 24,7 кв. м. Из домовой книги следует, что в жилом помещении зарегистрированы: Мигину В.В. , Мигин А.Д., Мигин С.В., Мигина Н.В. и Мигину В.В. Таким образом, проживание Мигину В.В. в жилом помещении по указанному адресу невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет 4,9 кв. м, что менее учетной нормы общей площади жилого помещения в районе. В связи с чем, Мигину В.В. вправе претендовать на предоставление жилого помещения размером не менее 18 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения в "адрес".
В судебном заседании процессуальный истец требования с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, по мотивам, изложенным в нём.
Материальный истец Мигину В.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что своего жилья не имеет, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как родители умерли, она нуждается в предоставлении жилья. Самостоятельно решить жилищный вопрос возможности не имеет.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики, просившего дело рассмотреть в его отсутствие.
Согласно отзыву на исковое заявление представитель ответчика с заявленными требованиями не согласна, мотивирует следующим. Министерством отказано во включении Мигину В.В. по причине того, что в ее заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания, дающего право на обеспечение жилым помещением, указано то, что она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений (часть 1 статьи 2 Закона N8-РЗ), в то время как Мигину В.В. является одним из наследников жилого помещения в "адрес", собственником которого являлся ее отец Мигину В.В. При этом в учетном деле Мигину В.В. , переданном в Министерство, нет документа (копии домовой книги), свидетельствующего о том, что по вышеназванному адресу проживания значатся зарегистрированными еще 5 человек.
Представитель ответчика Администрации Муниципального образования "г. Воткинск" Кардапольцева О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования считает законными, не отказывается исполнить требования истца, но только после того как ей будет предоставлено жилое помещение.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики Филиппова С.И., действующая по доверенности, просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма). Предоставление жилья истцу вне очередности, предусмотренной Республиканским списком, повлечет нарушение прав других детей-сирот и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с указанным списком. Полагает, что судом неправильно применен материальный закон.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Мигину В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: отец М.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", о чём в архиве Управления ЗАГС Администрации "адрес" Республики имеется запись акта о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ, мать М.Л.А. , умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 10, 11).
Согласно постановлению Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Мигину В.В. помещена в школу-интернат для несовершеннолетних (п.1), за несовершеннолетней Мигину В.В. закреплена жилая площадь в доме "адрес" (пункт 2).
Мигину В.В. ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в "данные изъяты" "адрес".
Согласно постановлению Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N пункты 2, 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N признаны утратившими силу.
Мигину В.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес" (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Мигину В.В. поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения (л.д. 16).
Из представленных суду сведений установлено, что истец Мигину В.В. на праве собственности жилого помещения не имеет, жилое помещение по договору социального найма в городе Воткинске Мигину В.В. не предоставлялось (л.д. 17-19, 90, 94-95).
Заключением Администрации города Воткинска от ДД.ММ.ГГГГ Министерству образования и науки Удмуртской Республики рекомендовано принять решение о включении Мигину В.В. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Согласно акту приема-передачи учетных дел от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело Мигину В.В. передано в Министерство образования и науки Удмуртской Республики для принятия решения о включении Мигину В.В. в республиканский список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д. 21).
Уведомлением Министерства образования и науки Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мигину В.В. отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, так как Мигину В.В. имеете право проживания в доме по адресу: "адрес", и рекомендовано обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении срока для принятия наследства.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Удмуртской Республики не оспаривает, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 указанного Закона Удмуртской Республики проживание детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственниками жилых помещений в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с наличием следующего обстоятельства:
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Статья 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержит аналогичные положения.
Судом первой инстанции установлено, что Министерством образования и науки Удмуртской Республики истцу Мигину В.В. отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, со ссылкой на наличие в ее пользовании жилого помещения по адресу: "адрес".
Как следует из материалов гражданского дела, истец зарегистрирована в жилом доме, расположенному по адресу: "адрес", которое имеет общую площадь 24,7 кв. м, в том числе жилую - 15,2 кв. м.
Собственником данного жилого дома являлся Мигину В.В. - отец истца, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что Мигину В.В. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление нотариусу о принятии наследства, оставшегося после смерти её отца Мигину В.В. , но свидетельство о праве наследования не получено.
Согласно домовой книге кроме Мигину В.В. в данном жилом помещении зарегистрированы: Мигину В.В. , Мигин А.Д., Мигин С.В. и Мигина Н.В. Таким образом, на долю истца приходится 4,9 кв. м общей площади жилого помещения.
Решением Воткинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N установлена учетная норма площади жилого помещения на территории МО " "адрес"" в размере 9 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, на момент отказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики во включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, в пользовании истца находилось 4,9 кв. м общей площади, что менее учетной нормы, установленной на территории МО " "адрес"".
Следовательно, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещениям в соответствии с указанными выше законами.
Суд первой инстанции, проанализировав положения ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики в силу статьи 1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и возложил на данного ответчика обязанность по обеспечению истца жильем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Мигину В.В. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, суд исходил из того, что заявление о предоставления жилья подано истцом в Администрацию г. Воткинска в соответствии с действовавшим законодательством. Мигину В.В. имеет право на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, приняла для этого все необходимые меры, право ее не реализовано, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения, не должно нарушать ее прав и законных интересов. С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истца права на получения жилого помещения, доказательств, опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Мигину В.В. на получение жилья, не представил, суд, удовлетворил требования прокурора, заявленные в интересах истца, о предоставлении последней жилого помещения на условиях договора специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит данные выводы верными, основанными на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот производится в соответствии с региональным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истцом подано в орган местного самоуправления, которым сформировано учетное дело и составлено заключение о соответствии представленных заявителем сведений и документов требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацем 2, 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных, в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 статьи 3 Закона Удмуртской Республики.
Таким образом, истцом соблюден порядок, установленный действующим региональным законодательством, а органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот - Министерством образования и науки Удмуртской Республики незаконно отказано во включении Мигину В.В. , "данные изъяты" в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Поскольку истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, вывод суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда является правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 19 марта 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.