Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Соловьева В.А.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 18 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики
на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 16 января 2014 года, которым
заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, возложения на Правительство Удмуртской Республики обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворено частично.
Постановлено признать незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выражающееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, путем приведения сибиреязвенных скотомогильников (мест захоронения животных павших от сибирской язвы) расположенных на территории Алнашского района Удмуртской Республики в соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, принятию их в собственность Удмуртской Республики, проведению кадастровых работ по формированию земельных участков, занятых указанными объектами.
В целях устранения нарушений закона и защиты интересов Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц обязать Правительство Удмуртской Республики в срок до 01 июля 2014 года принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем:
принятия в собственность Удмуртской Республики сибиреязвенных скотомогильников (мест захоронения животных, павших от сибирской язвы), расположенных:
в 100 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1966 года);
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" и 5 000 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1968 года);
в 300 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1981 года);
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1984 года);
в 800 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1969 года).
приведения в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического и ветеринарного законодательства, согласно проектной документации сибиреязвенных скотомогильников (мест захоронения животных павших от сибирской язвы), расположенных:
в 100 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1966 года);
в 300 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1981 года);
в 800 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1969 года).
проведения кадастровых работ по формированию земельных участков, занятых сибиреязвенными скотомогильниками (местами захоронения животных павших от сибирской язвы), расположенных:
в 100 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1966 года);
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1968 года);
в 300 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1981 года);
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1984 года);
в 800 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1969 года).
В удовлетворении остальной части заявления отказана.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямова Р.Р., выслушав мнение представителя Правительства УР С.О.В.., представителя Главного управления ветеринарии УР Г.Р.В.., поддержавших доводы жалобы, прокурора Р.В.К.., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанность устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что на территории Удмуртской Республики расположены 665 объектов утилизации биологических отходов, из которых 601 объект является бесхозяйным, в том числе 99 мест захоронения животных, павших от сибирской язвы.
Бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) являются источником потенциальной опасности, которая может выйти из-под контроля в случае неправильного оборудования и эксплуатации этих объектов, и должны иметь конкретных собственников, обеспечивающих их содержание и обустройство. Отсутствие балансодержателей существенно затрудняет осуществление государственного ветеринарного надзора и не позволяет своевременно принять меры по устранению выявленных нарушений ветеринарного законодательства.
Согласно представленным документам, на территории Алнашского района Удмуртской Республики размещено 5 сибиреязвенных захоронений, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил и не имеющих собственников.
Так, согласно ветеринарно-санитарным карточкам, сибиреязвенные захоронения на территории Алнашского района Удмуртской Республики не соответствующие требованиям "Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 N 13-7-2/469, далее ВСП) расположены:
- в 100 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики, захоронение 1966 года;
в 1500м от д. "данные изъяты" и 5000 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики, захоронение 1968 года;
в 300 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики, захоронение 1981 года;
в 1500 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики, захоронение 1984 года;
в 800 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики, захоронение 1969 года.
Согласно информации, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, ГУП "Удмурттехинвентаризация" сведений об объектах недвижимости (сибиреязвенных скотомогильниках, расположенных на территории Алнашского района), а также о правах на земельные участки (на которых размещены сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории Алнашского района), не имеется.
Таким образом, сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории Алнашского района являются бесхозяйными.
В связи с изложенным, с учетом изменений, заявленных в ходе производства по делу, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выражающееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В целях устранения нарушений закона и защиты интересов Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц обязать Правительство Удмуртской Республики в срок до 01 июля 2014 года принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем принятия в собственность Удмуртской Республики вышеуказанных сибиреязвенных скотомогильников, приведения их в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, согласно проектной документации сибиреязвенных скотомогильников и проведения кадастровых работ по формированию земельных участков, занятых сибиреязвенными скотомогильниками.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
Прокурор В.О.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Удмуртской Республики С.О.В.., представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики К.С.В. полагали заявление не подлежащим удовлетворению.
Представители заинтересованного лица Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики П.О.А. и Г.Р.В.., действующие на основании доверенностей, полагали, что заявление удовлетворению не подлежит.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства УР С.О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующие доводы: скотомогильники (биотермические ямы) указанные в заявлении природоохранного прокурора, в случае если они являлись государственной собственностью на момент принятия Постановления N 3020-1, до настоящего времени в силу закона относятся к собственности РФ. Вывод суда об их принадлежности к собственности Удмуртской Республики основан на неправильном толковании закона. Неясно, каким образом нахождение мест захоронения в собственности Удмуртской Республики повлечёт обеспечение их безопасности и восстановление права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме этого, вывод суда о том, что места захоронения животных, павших от сибирской язвы в Алнашском районе УР являются бесхозными и то, что указанные места захоронения животных принадлежат собственности УР не соответствует обстоятельствам дела. Следует отметить, что Правительством УР на сегодняшний день предпринимаются все необходимые, возможные и достаточные меры, направленные на выполнение задачи по приведению мест захоронения в состояние, удовлетворяющее ветеринарным и санитарным нормам, которые планируется завершить до конца 2016 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя частично требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, суд первой инстанции руководствуясь ст.ст. 42, 72 Конституции РФ, ст.ст. 45, 254, 255 ГПК РФ, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" пришел к выводам, что прокурор обратился в рамках предоставленных ему полномочий и в установленные законом сроки.
По мнению Судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно.
Ссылка в жалобе на то, что вывод суда о принадлежности скотомогильников (биометрических ям), расположенных на территории Алнашского района, к собственности Удмуртской Республики основана на неправильном толковании закона, не может быть принята во внимание.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как видно из материалов дела, проверкой, проведенной прокурором, установлено, что на территории Алнашского района Удмуртской Республики имеется 5 мест захоронений животных павших от сибирской язвы, состояние которых не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, расположенных:
в 100 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1966 года);
в 1500м от д "данные изъяты" и 5000 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1968 года);
в 300 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1981 года);
в 1500 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1984 года);
в 800 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1969 года).
Указанные места захоронений животных, павших от сибирской язвы не имеют собственников.
Кадастровые работы по формированию земельных участков, занятых указанными местами захоронения животных, павших от сибирской язвы не проведены.
На момент рассмотрения дела в отношении указанных мест, по заказу Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики, ОАО институт "Удмуртгипроводхоз" разработана проектно-сметная документация на приведение их в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, предусматривающая устройство на них ограждений (монтируемых на расстоянии 1 м от существующих) со спиральным барьером безопасности "Егоза" по периметру захоронения, установку информационного знака (аншлага) "Сибирская язва. Не копать. Не ходить".
На момент рассмотрения дела, приведены в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, согласно проектной документации ОАО институт "Удмуртгипроводхоз", сибиреязвенные скотомогильники, расположенные:
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" и 5000 м от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1968 года);
в 1 500 м. от д. "данные изъяты" Удмуртской Республики (захоронение 1984 года);
17 сентября 2013 года прокурором получены сведения о не выделении денежных средств на проведение работ по приведению мест захоронения животных, павших от сибирской язвы в соответствии с требованиями ветеринарносанитарных правил, а также на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что данные обстоятельства влекут невозможность обеспечения сохранности скотомогильников, и, как следствие, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Имущество, принадлежащее на праве собственности, в частности, субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), согласно ст. 214 ГК РФ является государственной собственностью.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны.
Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что скотомогильники относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республике.
В силу п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3. 1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1, 12 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" Правительство УР как высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляет меры по предотвращению стихийных бедствий и катастроф.
Соответственно обязанность по постановке на учет вышеуказанных объектов недвижимости и организация мер по обеспечению безопасности данных захоронений лежит на исполнительной власти субъекта РФ.
Ссылка заявителя на наличие противоречий в выводах суда в части признания данных объектов бесхозяйными и в то же время указание на принадлежность их к собственности Удмуртской Республики ни коим образом не влияют на законность вынесенного решения и не отменяют обязанности принятия их в собственность субъекта федерации, поскольку действующее законодательство, в том числе, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения.
Иные доводы жалобы, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции и сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12, 56 и 67 ГПК РФ и поэтому не могут служить поводом к отмене данного решения.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кричкер
Судьи Р.Р. Ахкямов
В.А. Соловьев
Копия верна
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.