Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Кричкер Е.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 16 июня 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2014 года, которым постановлено:
"Заявление П.С.В. удовлетворить частично.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики предоставить П.С.В., 22 июля 1978 года рождения, проживающей в селе Вавож Удмуртской Республики "адрес", социальную выплату как молодой семье в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" за счёт финансовых средств Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских поселений на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
В удовлетворении заявления П.С.В. о признании незаконным действия должностных лиц Администрации муниципального образования "Вавожский район" об исключении её из списка на получение социальной выплаты на строительство жилья, как гражданину, проживающему в сельской местности и молодым семьям; понуждении Администрации муниципального образования "Вавожский район" включить её в список для предоставления социальной выплаты на строительство, приобретение жилья как гражданину, проживающему в сельской местности и как молодым семьям отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР Ю.М.В. (доверенность N01/2-1977 от 20 января 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года, л.д.21), П.А.П. (доверенность N03/4-01878 от 12 мая 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года, л.д.167), поддержавших доводы апелляционной жалобы; объяснения П.С.В. и её представителя Ш.А.А. (по устному заявлению, ч.6 ст.53 ГПК РФ), представителя Администрации МО "Вавожский район" Л.Е.А. (доверенность N4 от 09 января 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года, л.д.168), полагавших апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.С.В. (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц органов местного самоуправления и органа государственной власти.
Заявление мотивировала тем, что с 27 июля 2009 года признана нуждающейся в жилом помещении. В связи с чем, после предоставления всех необходимых документов, Администрация муниципального образования "Вавожский район" (далее по тексту - Администрация МО "Вавожский район") включила её в список на получение безвозмездной субсидии на строительство жилого дома по адресу: "адрес". Однако в 2013 году, когда подошла очередь на получение социальной выплаты на строительство жилья, как гражданину, проживающему в сельской местности и члену молодой семьи (далее по тексту - социальная выплата), заявитель получила отказ в устной форме. При этом ей было предложено представить справку об отсутствии у неё жилья для постоянного проживания на территории МО "Вавожское". Такая справка была предоставлена, но не принята Министерством сельского хозяйства и продовольствия УР (далее по тексту - МСХиП УР, Министерство) по причине ненадлежащего содержания. Письменное извещение об отказе социальной выплаты заявитель получила 11 ноября 2013 года. Данный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим её право на получение социальной выплаты.
Заявитель просила суд: признать незаконными действия должностных лиц Администрации МО "Вавожский район" об исключении её из списка на получение социальной выплаты; обязать Администрацию МО "Вавожский район" включить её в список для предоставления социальной выплаты; обязать Министерство предоставить ей социальную выплату.
В судебном заседании П.С.В. и её представитель поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель Администрации МО "Вавожский район" в судебном заседании заявленные к ним требования не признала, полагая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
В ходе предварительного судебного заседания представитель Министерства требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МСХиП УР просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, и не учёл то обстоятельство, что Администрация МО "Вавожский район" не включила П.С.В. в список граждан на получение социальной выплаты.
П.С.В. представила в суд письменные возражения, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д.159).
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются; обстоятельства, имеющие значение для дела, и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию; вынес их на обсуждение в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель П.С.В. на основании личного заявления и представленных документов состояла на учёте нуждающихся в жилых помещениях в Администрации МО "Вавожский район" по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", утверждённой постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N858 (далее по тексту - Программа).
Согласно Паспорту федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" одной из основных задач Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. В свою очередь, одной из форм решения данной задачи является предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам социальные выплаты предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заёмных средств в размере не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствие с указанной федеральной целевой программой постановлением Правительства УР от 01 июня 2009 года за N133 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, действовавшее на территории Удмуртской Республики до 01 января 2014 года, нормы которого дублировали положения федерального нормативного акта об условиях признания у граждан права на получение социальной выплаты (далее по тексту - Положение N133).
Согласно пунктам 15, 17, 20 Положения N133 учёт граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и формирование первоначального списка граждан осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства заявителя.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции было исследовано учётное дело, представленное Администрацией МО "Вавожский район", из которого следует, что П.С.В. с составом семьи 4 человека (сама, муж и двое сыновей) были приняты на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, как проживающие с 29 сентября 1998 года по возмездному договору найма в квартире по адресу УР, Вавожский район, с. Вавож, "адрес", принадлежащей родителям мужа заявителя (л.д.9, 39, 40, 52, 53).
Согласно материалам дела, заявитель и члены её семьи не имеют в собственности жилья для постоянного проживания.
Оценив все представленные заявителем документы, постановлением Администрации МО "Вавожский район" от 27 июля 2009 года N368, заявитель и члены её семьи (всего - 4 человека) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д.61, 62). Далее данный статус подтверждался постановлениями Администрации МО "Вавожский район" от 02 июля 2010 года N448, от 05 мая 2011 года N388, от 02 июля 2012 года N585 и от 31 мая 2013 года N528 (л.д.90-92, 10).
Судом установлено, что заявитель, в соответствии с пунктом 15 Положения, представила в Администрацию МО "Вавожский район" все необходимые документы, поэтому, в силу п.20 Положения N133, была обоснованно включена в сформированный Администрацией МО "Вавожский район" список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат (далее по тексту - Список), который был представлен в Министерство в сентябре 2013 года (л.д.41, 42).
При этом, было учтено, что молодая семья заявителя постоянно проживает в сельской местности; понесла предусмотренный законом процент расходов на строительство индивидуального жилого дома; а также то, что заявитель свыше пяти лет работает по трудовому договору в организации социальной сферы - МБУЗ "Вавожская ЦРБ" (л.д.29-31, 83, 84, 86, 87).
Кроме того, в соответствии с требованиями пп.6 п.39 Положения N133, заявитель должна приложить к своему заявлению, поданному в орган местного самоуправления, по выбору: выписку из домовой книги, или копию финансового лицевого счета, или копию поквартирной карточки (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справку органа местного самоуправления сельского поселения об отсутствии у неё жилья для постоянного проживания в этой сельской местности. В связи с чем, П.С.В. представила в Администрацию МО "Вавожский район" выписку из домовой книги (л.д.93).
В силу пункта 21 Положения N133, на основании Списков, предусмотренных пунктом 20 данного Положения, и учитывая объёмы средств бюджета Удмуртской Республики на текущий год на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, МСХиП УР формирует сводный список по установленной форме и утверждает его (далее по тексту - Сводный список).
Однако, как следует из материалов дела, письмом от 19 сентября 2013 года за N01/2-3856 Министерство признало сведения в отношении заявителя П.С.В., включённые в Список, недостоверными, в связи с чем, им была дополнительно затребована справка органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в сельской местности, а пакет документов П.С.В. возвращён в Администрацию МО "Вавожский район" для приведения в соответствие с нормативными требованиями (л.д.47).
Данные обстоятельства, послужили основанием для исключения Администрацией МО "Вавожский район" заявителя из Списка, что подтвердил в судебном заседании свидетель Г.А.Г., являющийся лицом, ответственным за формирование пакетов документов по приобретению и строительству жилья в Администрации МО "Вавожский район" (л.д.116, 128, 129).
Отказывая П.С.В. в удовлетворении требования о признании незаконными действий Администрации МО "Вавожский район" по исключению её из Списка в октябре 2013 года и требования о включении заявителя в указанный Список, суд первой инстанции исходил из того, что данные действия являлись следствием незаконного возврата Министерством документов заявителя и не включения её в Сводный список.
Между тем, судебная коллегия считает действия Администрации МО "Вавожский район" по исключению П.С.В. из Списка, представленного в Министерство 17 октября 2013 года и не включению её в данный Список, не отвечающими требованиям действующего законодательства, а потому требования заявителя в данной части также подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции, подробно проанализировав документы, представленные заявителем в Администрацию МО "Вавожский район", пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для не включения (исключения) её из Сводного списка. Указанный вывод судебная коллегия считает правильным, поскольку ни Министерство, ни Администрация муниципального образования не наделены правом требования у заявителя справки органа местного самоуправления сельского поселения об отсутствии жилья для постоянного проживания в этой сельской местности, при условии если, согласно пп.6 п.39 Положения N133, заявителем представлена выписка из домовой книги.
При этом судебная коллегия считает, что гражданин не может быть исключён из Сводного списка, не будучи состоящим в Списке, сформированном органом местного самоуправления, а потому исключение Администрацией МО "Вавожский район" заявителя П.С.В. из Списка, при вышеуказанных обстоятельствах, также является незаконным. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимания.
Довод апелляционной жалобы о том, что давая оценку действиям Министерства по возврату документов П.С.В., суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, является не состоятельным и не может быть принят судебной коллегией, в связи со следующим.
Данный спор заявлен П.С.В. и рассмотрен судом первой инстанции в порядке публичного производства (главы 23, 25 ГПК РФ). Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Между тем, в заявлении, рассматриваемом в рамках настоящего гражданского дела, П.С.В. указала на незаконное не принятие сотрудниками Министерства представленной ею справки об отсутствии у неё жилья для постоянного проживания на территории МО "Вавожское", как на одно из оснований заявленных ею требований. В связи с чем, суд правомерно дал оценку данным обстоятельствам.
Выводы суда подробно мотивированы и основаны на доказательствах, оценённых с учётом требований статьи 67 ГПК РФ. Решение суда постановлено в пределах заявленных П.С.В. требований.
В результате суд пришёл к выводу, что представленные П.С.В. документы отвечали всем требованиям, предъявляемым Положением N133 к молодым семьям, проживающим в сельской местности и нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Доказательств обратного Министерством и Администрацией МО "Вовожский район" в ходе судебного разбирательства не представлено. Между тем, в силу ст.ст.12, 56, ч.1 ст.249 ГПК РФ, доказательства законности оспариваемых действий и решений должны были представить именно они.
Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении заявленного П.С.В. требования о необходимости предоставления ей социальной выплаты, ссылаясь на то, что обжалуемые ею действия противоречат закону и нарушают её права.
Судебная коллегия находит такой вывод суда полностью соответствующим материалам дела и установленным судом обстоятельствам. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ считает требования заявителя, в том числе требования о признании незаконным исключения её из Списка и восстановлении в нём, подлежащими удовлетворению в полном объёме. При этом также в полном объёме подлежат устранению допущенные нарушения прав и свобод заявителя.
Способом защиты нарушенного права является восстановление заявителя в прежнем положении.
Суд первой инстанции верно учёл, что восстановление прав заявителя невозможно в рамках постановления Правительства УР от 01 июня 2009 года N133 "О мерах по реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", поскольку оно утратило своё действие 01 января 2014 года.
С 01 января 2014 года постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N598 утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2010 года", в соответствии с которой постановлением Правительства УР от 21 октября 2013 года N481 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту - Положение N481).
Пунктом 6 данного Положения установлено первоочередное предоставление социальных выплат, в том числе молодым семьям, включённым в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N858, и принятого в целях её реализации постановления Правительства Удмуртской Республики от 1 июня 2009 года N133 "О мерах по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", при соблюдении условий, установленных настоящим Положением.
Вследствие чего, учитывая то, что заявитель П.С.В. была незаконно исключена из Списка и, как следствие, не включена в Сводный список, судебная коллегия признаёт наличие у неё первоочередного права на предоставление социальной выплаты, как члену молодой семьи, проживающей в сельской местности, включённой в Список.
Согласно пункту 13 Положения N481 право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого получателю социальной выплаты осуществляется МСХиП УР.
Исходя из чего, судебная коллегия признаёт, что предоставление социальной выплаты П.С.В. должно быть осуществлено путём выдачи ей Министерством соответствующего свидетельства в порядке, установленном Положением N481.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании и применении судом норм материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные нормы права подлежат применению с учётом конкретных обстоятельств, установленных судом при разрешении конкретного спора. Судебная коллегия считает, что применительно к обстоятельствам, установленным при разрешении данного дела, суд первой инстанции дал им правомерную оценку в совокупности с представленными доказательствами, и правильно применил нормы материального права.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увинского районного суда УР от 20 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении требований П.С.В. об обжаловании действий Администрации муниципального образования "Вавожский район" отменить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования "Вавожский район" по исключению П.С.В. из списка на получение социальной выплаты на строительство жилья.
Обязать Администрацию муниципального образования "Вавожский район" включить П.С.В. в список на предоставление ей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, как лицу, проживающему в сельской местности и как члену молодой семьи.
В остальной части оставить решение Увинского районного суда УР от 20 марта 2014 года без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья: Полушкин А.В.
Судьи: Ахкямов Р.Р.
Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.