Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.,
судей Пономаревой А.В., Костенковой С.П.,
при секретаре Р.Г.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 25 июня 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя П.Н.Ю. - Г.А.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 марта 2014 года,
которым заявление П.Н.Ю. об оспаривании бездействия Администрации г. Ижевска по заключению договора социального найма жилого помещения, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики
Пономаревой А.В., объяснения П.Н.Ю., ее представителей Г.А.А., М.Р.И.,( по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на 3 года), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Администрации г. Ижевска К.М.С.,( по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), ссылавшейся на необоснованность жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Н.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации г. Ижевска, выразившегося в непринятии мер по заключению с заявителем договора социального найма.
Требования мотивированы тем, что П.Н.Ю. проживает в квартире по адресу: "адрес". Квартира относится к муниципальному жилищному фонду, заявитель вселена в нее в соответствии с требованиями ЖК РСФСР на основании ордера. После введения в действие ЖК РФ с заявителем должен быть в обязательном порядке заключен договор социального найма. Инициатива заключение данного договора должна исходить от Администрации г. Ижевска, однако Администрация каких-либо мер к заключению данного договора не принимает, что вызывает неопределенность в отношениях и исполнении обязательств, и нарушает права заявителя. Бездействие Администрации г. Ижевска является незаконным, на нее должна быть возложена обязанность совершить действия по заключению договора.
В судебном заседании П.Н.Ю., ее представители Г.А.А., М.Р.И. требования поддержали.
Представитель Администрации г. Ижевска К.М.С. полагала заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии противоправного бездействия со стороны Администрации г. Ижевска по заключению с П.Н.Ю. письменного договора социального найма. Считает, что инициатива оформления такого договора должна исходить от Администрации г. Ижевска.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Администрации г. Ижевска просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников апелляционного процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Суд установил, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности, П.Н.Ю. вселена в квартиру на основании ордера от 2 февраля 1993 года, значится зарегистрированной в квартире с 9 февраля 1993 года, занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, однако письменный договор с заявителем не заключен.
Разрешая спор по правилам главы 25 ГПК РФ, суд руководствовался положениями ст.60,61,63 ЖК РФ, Административным регламентом муниципальной услуги "Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений", утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 16 января 2012 года, Административным регламентом муниципальной услуги "Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений", утвержденным постановлением Администрации "адрес" от 12 декабря 2013 года и др. и отказывая в удовлетворении требований заявителя исходил из того, что противоправного поведения Администрации г. Ижевска в не заключении договора социального найма нет, поскольку сам гражданин с заявлением о заключении договора социального найма не обращался, доказательств нарушения своих прав и свобод не представил.
Данные выводы судебная коллегия находит верными.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя нарушения своих прав и свобод действиями (бездействиями) вышеуказанных лиц лежит на заявителе.
Вместе с тем в материалах дела как верно указал суд первой инстанции, отсутствуют доказательства о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя были нарушены и подлежат защите в порядке главы25 ГПК РФ.
Так заявителем не представлены доказательства обращения в Администрацию "адрес" с заявлением о заключении договора социального найма. Между тем, из материалов дела следует, что Администрацией г. Ижевска неоднократно в адрес П.Н.Ю. направлялись письма с разъяснениями, о необходимости обращения с соответствующим письменным заявлением, в порядке установленном Административным регламентом.
Судебная коллегия, учитывая содержание ответов, считает, что доводы заявителя указанные в апелляционной жалобе не подтверждают нарушения ее прав и свобод. Незаконного бездействия Администрацией г. Ижевска по не заключению договора социального найма, повлекшее нарушение прав либо свобод заявителя не установлено.
В соответствии со ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст.422 ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 49, 57, ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно ст.61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством РФ.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно ст.ст.6, 12 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 12 декабря 2013 года N 1532 утвержден Административный регламент муниципальной услуги "Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений".
В соответствии с п.3.2. Административного регламента, предоставление муниципальной услуги при заключении договора социального найма жилого помещения, если он не был ранее заключен в письменной форме при предоставлении жилого помещения по ордеру, включает в себя следующие административные процедуры:
- прием документов и заявления о предоставлении муниципальной услуги, формирование пакета документов, необходимых для оформления договора социального найма жилого помещения, подготовка проекта договора социального найма жилого помещения, ознакомление заявителя с проектом договора социального найма жилого помещения и подписание его заявителем, отправка заявления с пакетом документов и проекта договора социального найма жилого помещения в Управление для заключения;
- регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги;
- проверка пакета документов, проекта договора социального найма жилого помещения, подготовка отказа в заключении договора (при наличии оснований), подписание договора социального найма жилого помещения либо отказа в заключении договора, регистрация договора в журнале регистрации договоров социального найма жилых помещений;
- выдача заявителю договора социального найма жилого помещения либо отказа в заключении договора социального найма жилого помещения.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством для получения данной муниципальной услуги указан в п.2.6. Административного регламента.
В силу указанных правовых норм, гражданин, в отношении которого имеется принятое в установленном законом порядке решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения, имеет право на заключение с ним договора социального найма жилого помещения и приобретает право пользования такой жилой площадью на условиях, предусмотренных ЖК РФ и договором социального найма.
Ранее действовавшее жилищное законодательство также предусматривало необходимость принятия уполномоченными органами решения о предоставлении жилого помещения, при этом, основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, выданный на основании такого решения (ст.ст.42-47 ЖК РСФСР).
Договор социального найма является двусторонней сделкой, направленной на установление жилищных прав и обязанностей сторон такого договора. Договор социального найма заключается в письменном форме. Требования к содержанию договора социального найма установлены нормами ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения".
Вместе с тем, отсутствие договора социального найма жилого помещения, либо ордера, выданного в соответствии с нормами ЖК РСФСР, при фактическом вселении в предоставленную гражданину квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя, само по себе не свидетельствует об отсутствии факта приобретения гражданином права пользования жилой площадью и возникновения между сторонами отношений, вытекающих из договора социального найма (п.6 ст.10 ЖК РФ).
При этом, ни из положений ЖК РФ о договоре социального найма, ни из каких-либо иных статей Кодекса либо других законов, не следует обязанность органа местного самоуправления инициировать оформление с гражданином письменного договора социального найма в том случае, если такой договор ранее не был заключен ввиду того, что жилое помещение было предоставлено гражданину на основании ордера в соответствии с требованиями ЖК РСФСР.
Оформление письменного договора социального найма является муниципальной услугой, которая осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом "Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений". Указанная услуга носит заявительный характер, подлежит оказанию гражданину при условии соблюдения им предусмотренных Административным регламентом требований. Такие требования в частности установлены к оформлению гражданином письменного заявления с приложением перечисленных в регламенте документов. На заключение договора социального найма необходимо волеизъявление гражданина.
Материалами дела установлено, что П.Н.Ю. занимает жилое помещение по адресу: "адрес", на условиях договора социального найма. Администрацией г. Ижевска ее право на занятие этого жилого помещения на условиях договора социального найма не оспаривается. С письменным заявлением с приложением соответствующих документов, предусмотренных Административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений" заявитель не обращалась. При этом, как верно отметил суд, Администрация г. Ижевска неоднократно разъясняла П.Н.Ю. порядок оформления с ней договора социального найма в рамках оказания указанной муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации г. Ижевска выразившееся в непринятии мер к оформлению письменного договора социального найма, противоправного характера не носит. При этом отсутствие оформленного в установленном порядке письменного договора права и законные интересы заявителя не нарушает, неопределенность в правоотношениях по пользованию жилым помещением не вносит, осуществлению прав нанимателя жилого помещения не препятствует, какие-либо дополнительные обязанности, не вытекающие из пользования жилым помещением по договору социального найма, не возлагает.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 марта 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя П.Н.Ю. - Г.А.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна.
Председательствующий судья: Копотев И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.