Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.В.,
судей Костенковой С.П., Питиримовой Г.Ф.,
при секретаре Глуховой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 07 июля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО 1 на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
в полном объёме отказано в удовлетворении исковых требований ФИО 1 к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики об обязании выдать удостоверение "Ветеран труда" с момента обращения в органы социальной защиты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Смирновой Т.В., выслушав объяснения ФИО 1 и её представителя ФИО 3, поддержавших доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя МСЗН УР ФИО 4 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, л.д.31), представителя третьего лица - Управления социальной защиты населения "адрес" - ФИО 5, полагавших апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО 1 (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее по тексту - МСЗН УР, ответчик), в котором с учётом уточнения просила рассматривать Почётную грамоту Центрального Совета ОСВОДа РСФСР как ведомственный знак отличия; признать её право на присвоение звания "Ветеран труда"; обязать МСЗН УР выдать ей удостоверение "Ветеран труда" с момента её обращения в органы социальной защиты.
Свои требования истец мотивировала тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ответчик незаконно отказал ей в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, ссылаясь на то, что Почётная грамота Центрального Совета ОСВОДа РСФСР не входит в соответствующий Перечень орденов, медалей, почётных званий и ведомственных знаков отличия в труде, утверждённый Президентом УР. По мнению ФИО 3 отказ ответчика противоречит правовым нормам и судебной практике.
В судебном заседании:
Истец и её представитель поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просили их удовлетворить.
Представитель МСЗН УР и представитель привлечённого судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика - Управления социальной защиты населения в "адрес" (далее по тексту - УСЗН в "адрес") полагали требования истца не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО 1 просит решение суда отменить, рассматривать Почётную грамоту ЦС ОСВОДа РСФСР как ведомственный знак отличия в труде. При этом ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, приводит доводы, изложенные в исковом заявлении и высказанные в судебном заседании.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Статьёй 7 ФЗ "О ветеранах" определён круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из пункта 2 статьи 7 ФЗ "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
Как следует из материалов дела, ФИО 1, работая в 1987 году "данные изъяты" Удмуртского республиканского Совета ОСВОДа, была награждена Почётной грамотой Центрального Совета ОСВОДа РСФСР за высокие показатели в работе по охране жизни людей на воде (л.д.7-9).
В 2013 году истец обратилась в УСЗН в "адрес" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", представив в качестве основания для присвоения указанного звания вышеназванную Почётную грамоту (л.д.10).
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьями 10 и 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Удмуртской Республике порядок присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения устанавливаются Указом Президента УР от 27 января 2006 года N8 и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда", утвержденным приказом Министерства социальной защиты УР от 28 июня 2012 года N121.
Согласно пункту 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике", утверждённого Указом Президента УР от 27 января 2006 года N8 (далее по тексту - Положение), пункту 2 раздела 1 Административного регламента, указанное звание присваивается МСЗН УР лицам, награждённым орденами и медалями либо удостоенным почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с Перечнем орденов, медалей, почётных званий и ведомственных знаков отличия в труде (далее по тексту - Перечень, приложение N1 к Положению) и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Проанализировав вышеназванные нормативные правовые акты, в том числе Перечень, суд пришёл к правомерному выводу, что общественная организация в виде ОСВОДа РСФСР не является органом государственной власти, а имеющаяся у истца Почётная грамота Центрального Совета ОСВОДа РСФСР не входит в Перечень почётных званий и наград РСФСР, в систему государственных и ведомственных наград РСФСР, а также не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
В связи с чем, отсутствуют основания для присвоения ФИО 1 звания "Ветеран труда".
Причём довод апелляционной жалобы о том, что ОСВОД РСФСР, начиная с 1970 года, выполняло ряд государственных функций, является не существенным, поскольку данное обстоятельство не позволяет отнести вышеуказанную общественную организацию к органам государственной власти, почётные грамоты которого учитываются при присвоении звания "Ветеран труда".
Поскольку награждения от имени общественной организации, каковой является ОСВОД РСФСР, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для установления статуса "Ветеран труда", то, в соответствии с пунктом 7, подпунктом "а" пункта 7.1 Положения МСЗН УР правомерно приняло решение об отказе ФИО 1 в присвоении звания "Ветеран труда", о чём направило ей соответствующее уведомление с обоснованиям причин данного отказа (письмо МСЗН УР от ДД.ММ.ГГГГ N01-46/4513, л.д.11).
Ссылка истца в апелляционной жалобе на отдельные почётные звания и знаки, включённые в Перечень, не может быть принята и отклоняется судебной коллегией, поскольку не является значимой при разрешении заявленного спора.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на письмо Минтруда России и Минсоцзащиты России от 11 ноября 1995 года N2026-ВЯ/4276/1-30, письмо Минтруда России от 15 сентября 1997 года N4545-СК и письмо Минтруда России от 07 октября 1998 года N5635-КС, которые позволяют рассматривать награды ОСВОДа РСФСР как ведомственные знаки отличия, отклоняется судебной коллегией в силу своей несостоятельности, поскольку вышеназванные письма не прошли процедуру государственной регистрации и фактически носят рекомендательный характер (письмо Минздравсоцразвития РФ от 02 июня 2008 года N3854-ЮВ).
Ссылка ФИО 1 в апелляционной жалобе на судебный прецедент (решение Ленинского районного суда г. Пензы от 21 июля 2011 года по делу N2-2553/2011), не может служить основанием для отмены судебного решения, т.к. юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой толкование нормы права и пример её применения с учётом конкретных обстоятельств конкретного дела.
При указанных обстоятельствах, отказывая ФИО 1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Оценка представленным по делу доказательствам дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и её результат отражён в решении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам истца по заявленным требованиям и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО 1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Смирнова Т.В.
Судьи: Костенкова С.П.
Питиримова Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.