Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.,
судей Пономаревой А.В., Дубовцева Д.Н.,
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 9 июля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики
на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 апреля 2014 года,
которым исковые требования К.Н.И. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Обязано Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить К.Н.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Ижевск жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, площадью не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения К.Н.И., ссылавшейся на необоснованность жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Н.И. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд обязать ответчика предоставить ей в пользование жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска жилое помещение, площадью не менее 18 кв. м и не более 36 кв.м.
В судебном заседании истец К.Н.И. исковые требования поддержала.
Ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики в суд своего представителя не направило, в письменном отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Согласно письменному отзыву Министерство иск не признает, указывая на то, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со сформированным списком лиц, указанной категории, при этом действующее законодательство не содержит срока, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Также указано на то, что ранее специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовал, в настоящее время, такой жилой фонд находится в стадии формирования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерством образования и науки Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции при разрешении спора не было учтено то обстоятельство, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта РФ, то есть в порядке очередности. При этом законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав других лиц указанной категории, состоящих в указанном списке. Также указывает, что специализированный жилищный фонд для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находится в стадии формирования.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства образования и науки о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, К.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее родители - мать К.М.В, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец К.И.Л. умер ДД.ММ.ГГГГ.
1 июля 2013 года К.Н.И. обратилась в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Заключением Администрации г. Ижевска К.Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, Министерству образования и науки Удмуртской Республики рекомендовано включить ее в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Письмом от 28 августа 2013 года N Министерство образования и науки Удмуртской Республики уведомило К.Н.И. о включении ее в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Истец закрепленного жилого помещения не имеет, согласно сведениям Управления Росреестра по Удмуртской Республике и ГУП УР "Удмурттехинвентаризация" в собственности жилых помещений не имеет.
Согласно справке от 23 октября 2012 года К.Н.И. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес", площадь квартиры составляет 15, 4 кв. м, всего зарегистрировано 5 человек.
В 2013 году окончила Чайковский техникум промышленных технологий и управления.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования К.Н.И., суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота, принял для этого все необходимые меры, право его не реализовано, после окончания образовательного учреждения ответчик в добровольном порядке жилое помещение ей не предоставил в связи с чем, К.Н.И. подлежит обеспечению жильем на основании решения суда.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ от 2 декабря 1996 года право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей на дату обращения за предоставлением жилого помещения - 1 июля 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме таких лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Материалами дела установлено, что К.Н.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником жилого помещения не является, проживает в квартире, общая площадь которого менее учетной нормы площади на одного человека, в установленном законом порядке по достижении возраста 18 лет, а также после окончания образовательного учреждения, но до достижения 23-летнего возраста, обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, после чего включена в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако, соответствующее решение об обеспечении его жильем Министерством образования и науки Удмуртской Республики не принято, жилое помещение К.Н.И. не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что К.Н.И. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., но не более 36 кв.м. Поскольку К.Н.И. постоянно проживает в г. Ижевске, она имеет право на получение жилого помещения в г. Ижевске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда УР истцу вне зависимости от его очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, а также, что Законом Удмуртской Республики не установлен срок в течение которого должно предоставлено жилое помещение являются несостоятельными.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста установленного законом либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.
По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что специализированный жилищный фонд в Удмуртской Республики только формируется, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с правильным применение норм материального права и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона и не могут явиться основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 апреля 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.