Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 16 июля 2014 года дело по жалобе П.А.В.
на решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 27 мая 2014 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 28 ноября 2013г. о назначении П.А.В. административного наказания по ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Ленинского района г.Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. от 28.11.2013г. "данные изъяты" ООО " "данные изъяты"" П.А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Указанным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час., при проведении внеплановой проверки противопожарного состояния территорий и помещений ОАО "РЖД", расположенных по адресу: "адрес", установлено, что должностное лицо, "данные изъяты" ООО " "данные изъяты"" П.А.В. в арендуемых у ОАО "РЖД" помещениях и на территории нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1) В нарушение требований ст.ст. 88, 151 Федерального закона N123- ФЗ и п.22 ППР в РФ - места сопряжения противопожарных перекрытий в помещениях с другими ограждающими конструкциями здания не имеют предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград. Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями. Все офисные помещения с подвесным потолком;
2) В нарушение требований ч.1 ст.58, ст. 151 Федерального закона N 123-Ф3; п.21 ППР в РФ - огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций не обеспечиваются за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты. Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности не проводится не реже 2 раз в год. Склад ? деревянные конструкции кровли (проверена один раз в год, последние проверки проведены 23.10.2012г., 16.10.2013г.);
3) В нарушение требований ст. 151 Федерального закона N 123-ФЭ и п.7.1 СНиП 21-01-97*, ГОСТа 31251-2003 предотвращение распространения пожара не достигается мероприятиями ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения, в именно: ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации, склад - отделка стен фасада здания выполнена горючими материалами (стены обшиты досками).
Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемые к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а именно:
4) В нарушение требований ст.ст. 86, 151 Федерального закона N 123- ФЭ, п.4.1.3 СП 10.13130.2009, п.6.1* табл.2 СНиП 2.04.01-85* - здание не имеет источника противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Отсутствует внутренний противопожарный водопровод - склад.
5) В нарушение требований ст.ст. 60, 151 Федерального закона N 123- ФЭ; п.п. 4.1.32, 4.1.33, 4.1.1, 4.3.1, 4.2.7 СП 9.13130.2009; п.п. 480, 478, 475 ППР в РФ - объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения в соответствии с разделом XIX ППБ в РФ, а именно: огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола или на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии - кабинет менеджера (на полу не в нише), большой кабинет ООО " "данные изъяты"".
6) В нарушение требований ст. 151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.348 ППР в РФ - допускается в складских помещениях установка штепсельных розеток - склад.
7) В нарушение требований ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ; п.349 ППР в РФ - не установлены аппараты, предназначенные для отключения электроэнергии склада, вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключить в шкафы или нишу с приспособлением для опломбирования и закрывать на замок - склад.
Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемые к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:
8) В нарушение ч.7 ст.84, ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.4.6 СП 6.13130.2009, п.3.9 НПБ 104-03 - не обеспечивается условие, при котором системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течении времени, необходимом для завершения эвакуации людей из здания (шлейфы СОУЭ не проложены в строительных конструкциях, коробах или каналах их негорючих материалов, либо в металлорукаве ).
- кабинет менеджера ООО " "данные изъяты""
-большой кабинет ООО " "данные изъяты""
9) В нарушение требований ст.ст. 84, 151 Федерального закона N 123- ФЭ; п.4.4 СП 3.13130.2009; п.3.17 НПБ 104-03 - настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от уровня пола до верхней части оповещателя менее 2,3 м. и от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм. Кабинет менеджера ООО " "данные изъяты"" (фактически 2,2 м. от пола). Большой кабинет ООО " "данные изъяты"" (фактически 2,2 м. от пола).
10) В нарушении ст.ст. 60, 151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.23 ППР в РФ - на объекте допускается размещение оборудования (товара), в результате которых ограничивается доступ к системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Склад - ручной извещатель у запасного эвакуационного выхода. Прибор приемно - контрольный у запасного эвакуационного выхода.
11) В нарушение требований ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.64 ППР в РФ - не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта. Склад.
12) В нарушение требований ст.ст. 83, 151 Федерального закона N 123 - ФЭ, п.12.52 НПБ 88-201 - приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены таким образом, что высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 0,8 - 1,5 м. Склад (фактически 1,62 м. нижняя часть прибора).
13) В нарушение требований ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.61 ППР в РФ - не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. Склад - средства пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре.
14) В нарушение требований ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ, СНиП 41-01-03 п.8.2, п.117 ППР в РФ - отсутствует система дымоудаления. Склад.
15) В нарушение требований ст.151 Федерального закона N 123-ФЭ, п.63 ППР в РФ - проведение регламентных работ в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) не организовано. Склад.
Нарушения, указанные в п.п. 1-3, квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в п.п. 4-7, квалифицированы по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в п.п. 8-15, квалифицированы по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
П.А.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Судьей районного суда 27 мая 2014 года постановлено указанное решение, об отмене которого в жалобе просит П.А.В.
В обоснование доводов жалобы указывает, что они как арендаторы помещений не наделены полномочиями по внесению изменений в конструкцию помещений. Согласно договорам аренды недвижимого имущества, заключенным с ОАО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"" не вправе производить перепланировку и переоборудования арендуемого имущества. ОАО " "данные изъяты"" производит капитальный и косметический ремонт по своему усмотрению без согласования с арендатором. Ремонт помещений осуществлен арендодателем в 2011-2012 году.Ограничений в доступе к системам обеспечения пожарной безопасности у них на складе не допускается, согласно фотоматериалам доступ к ручному извещателю и приемно-контрольному прибору имеется.
Изучив материалы дела, выслушав защитника П.А.В. - П.А.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В отношении руководителя ООО " "данные изъяты"" П.А.В. составлено 3 протокола об административных правонарушениях (по ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ) и вынесено 1 постановление о назначении административного наказания.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под требованиями пожарной безопасности подразумевается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, указал, что вина заявителя в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, полностью подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести до пятнадцати тысяч рублей (ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности выявления в помещениях, арендуемых у ОАО " "данные изъяты"".
В соответствии с договорами аренды заключенными между ОАО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" - арендатор, обязуется: пользоваться недвижимым имуществом в соответствии с условиями настоящего договора и установленными законодательством нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, нормами законодательства об охране памятников истории и культуры (п. 3.3.3); своевременно и за свой счет производить текущий ремонт недвижимого имущества, в том числе поддерживать в надлежащем состоянии фасады здания (п. 3.3.5); не производить неотделимых улучшений, перепланировок и переоборудования арендуемого недвижимого имущества (п.3.3.7).
Таким образом, арендатор в соответствии с условиями договора не вправе вносить каких-либо конструктивных изменений в арендуемых помещениях, в том числе и системы водоснабжения, смонтированную по заказу собственника пожарную сигнализацию, а равно электротехническое оборудование.
При таких обстоятельствах полагаю необходимым исключить из постановления должностного лица и решения судья районного суда нарушения по п.п. 1,2,3, 4,7,8,9,11,12,13, 14, 15.
Следует также отметить, что нарушение, отраженное в п. 11 отсутствие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действия дежурного персонала (склад), не конкретизировано, неясно о каком пункте идет речь и где он находиться, поскольку складское помещение, занимаемое ООО " "данные изъяты"" не осуществляет круглосуточную деятельность и в нем пункт пожарного поста не предусмотрен.
Оставшиеся три нарушения, а именно неправильное расположение огнетушителей, наличие в складе штепсельной розетки, допущение размещение оборудования (товара), ограничивающего доступ к системам пожарной безопасности, которые на момент рассмотрения дела устранены, а также с учетом того, что на момент проверки штепсельная розетка не имела электропитание, находящийся товар на складе - согласно фотоснимку, незначительно ограничивает доступ к системам обеспечения противопожарной защиты, могут быть признаны малозначительными, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и тяжких последствий, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению в виду малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО " "данные изъяты"" П.А.В. удовлетворить частично.
Исключить из постановления государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 28 ноября 2013 года и решения судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении П.А.В. указание о нарушении ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, из ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ п.п.4,7, из ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ п.п. 8,9,11,12,13, 14, 15.
Постановление государственного инспектора Ленинского района г.Ижевска по пожарному надзору от 28 ноября 2013 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении П.А.В. отменить.
Освободить П.А.В. от административного наказания, предусмотренного ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении П.А.В. прекратить
Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья Р.Р. Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.