Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Степановой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 августа 2014 года гражданское дело по иску Костроминой Л. Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Костроминой Л.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Костроминой Л. Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения",
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костромина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения на территории "адрес" Удмуртской Республики (с учетом заявления об уточнении предмета иска), соответствующее установленным требованиям. В обоснование требований указывает, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец А.Н.А. умер ДД.ММ.ГГГГ года, а мать А.Г.З. умерла ДД.ММ.ГГГГ года. В период с 1980 года по 1988 года она воспитывалась в Алнашском детском доме и находилась на полном гособеспечении. С 1988 года по 1991 года училась в "данные изъяты" "адрес", после чего трудоустроилась "данные изъяты" "адрес". Закрепленного жилья не имела, до настоящего времени жильем не обеспечена. С ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в исполнительном комитете Алнашского райсовета. Ее вины нет в том, что в книге учета не указана льготная категория. В Администрацию Алнашского района с письменным заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот обратилась в июне 2013 года, было отказано в связи с утратой права на момент обращения. На основании п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) право на обеспечении жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического их обеспечения жилыми помещениями.
В судебном заседании Костромина Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в 1994 году обращалась в исполком Алнашского райсовета с заявлением о предоставлении ей жилья, как сироте, никаких документов к заявлению не прикладывала, почему ее поставили в общую очередь, ей не известно. На ее неоднократные устные обращения ей поясняли, что жилья нет.
Представитель истца Конюхова Н.В., действующая на основании ордера, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях иск не признала, указала, что Законом УР N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Поскольку истец указанной процедуры постановки в Республиканский список не прошел, ему не может быть предоставлено жилое помещение. Кроме того, на сегодняшний день истец находится в возврате более 23 лет, в связи с чем не относится к категориям лиц, для которых предусмотрены меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями. Считает, что в данном случае Закон не имеет обратной силы и, поскольку истец не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, его требования необоснованны.
Представитель третьего лица Администрации Алнашского района, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Костромина (Алексеева) Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в Администрации Алнашского района в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, в том числе как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные содержанию иска и позиции её представителя в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что родители Алексеевой (смена фамилии на Костромину в связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ года) Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерли: мать А.Г.З. ДД.ММ.ГГГГ года, отец А.Н.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 - 13).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Л.Н. воспитывалась в "данные изъяты"", находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Костромина Л.Н. обращалась в Администрацию Алнашского района с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения в соответствии с Законом УР от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и включении в Республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
ДД.ММ.ГГГГ письмом главы Администрации Алнашского района истцу было отказано в постановке на учет для получения жилья и предоставлении жилого помещения, в связи с утратой права на обеспечение жилым помещением на территории Удмуртской Республики.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Совета Министров РСФСР N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР", положениями Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Удмуртской Республики N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пришел к выводу о том, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истица не обращалась.
Так согласно Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении, как правильно указал районный суд, у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР, действовавшего на момент достижения истцом совершеннолетия.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивалась.
В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
При рассмотрении дела районным судом установлено, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истец не обращалась. С заявлением о постановке на учет первый раз истец обратилась в 2013 году, когда ей было значительно более 23 лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р., утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (в редакции от 28 февраля 1996 года) и ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 28 марта 1998 года) в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади.
Пункт 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872 также устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Таким образом, действующее до 1 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Между тем, как правомерно указано районным судом, истица с заявлением о принятии ее на учет в исполнительный комитет Алнашского райсовета (на тот период времени) не обращалась и на таком учете не состояла. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения и данные о ее обращениях, либо обращениях администрации, куда она поступила на работу после окончания профессионального училища, администрации данного училища или государственного учреждения, где воспитывалась, будучи несовершеннолетней, в орган местного самоуправления с письмами, заявлениями, ходатайствами по вопросу предоставления ей жилого помещения в льготном порядке.
В соответствии с положениями жилищного законодательства, право на получение жилого помещения, в том числе и в льготном порядке, носит заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправление (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, т.е. заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье (п. п. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Л.H. принята на учет на получение жилого помещения в общий список на получение жилья, с указанием номера очереди в общем списке, согласно ее заявления, поданного в исполком Алнашского райсовета (л.д. 31). Как поясняла сама истица при подаче о постановке в очередь свой статус лица, оставшегося без попечения родителей и в силу этого нуждающегося в повышенной социальной защите, никак не обозначила, подтверждающих документов не приложила и впоследствии решение о включении в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не оспаривала. Все это в совокупности свидетельствует об отсутствии волеизъявления истца реализовать свое право на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы Костроминой Л.H. об отсутствии ее вины в постановке на учет в общую очередь, районный суд правомерно посчитал несостоятельными, поскольку, являясь дееспособной, и находясь в совершеннолетнем возрасте, с 18 до 23 лет истец должна была самостоятельно осуществлять свои права.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о виновных действиях (бездействиях) органов государственной власти и органов местного самоуправления, в не постановке истицы на учет в качестве ребенка-сироты, в суд истицей не представлено.
На день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15- ФЗ (01 января 2013 года) истец не имела права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратила 17.03.1996 г по достижению 23 лет, поскольку до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращалась, как следствие, не была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.
Оснований для включения истца во внеочередной список у органа местного самоуправления, куда обратилась Костромина в 2013 году, не имелось, поскольку на тот момент истцу уже исполнилось 40 лет, право на внеочередное обеспечение жилой площадью она утратила.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Федеральный закон N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и на основании которого истицей и заявлены в суд требования, вступил в силу после того, как истице ДД.ММ.ГГГГ. исполнилось 23 года.
С учетом изложенного, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по обеспечению истицы жилым помещением во внеочередном порядке. Факт того, что истица была поставлена на учет на получение жилья по месту жительства в общем порядке, не влечет возникновения у Министерства образования и науки Удмуртской Республики обязанности по предоставлению истице жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда. Юридически значимые обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.
Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 29 мая 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истицы Костроминой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.