Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 18 сентября 2014 г. по делу N 33-356/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего - Гордиенко Ю.А., судей - Гордеевой Е.О. и Гребенкина И.П., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Дикусаровой С.В. об оспаривании действий начальников федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " " ... регионжильё"") и " ... " отдела указанного учреждения, связанных со снятием с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по апелляционной жалобе представителя заявителя С. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 10 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Дикусаровой С. В. и её представителя Горелова В.И. в поддержание доводов жалобы, представителя должностного лица Кудрявцева А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Дикусарова с 28 февраля 1995 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000.
С 9 июля 1991 года по 14 февраля 2007 года заявитель была зарегистрирована в квартире общей площадью 32,3 кв.м. по адресу: "адрес", которую приватизировала, получив в собственность от городской администрации на основании договора от 29 мая 2006 года, а 15 декабря 2006 года передала в дар матери (л.д. 12, 13, 16, 57, 58).
В указанной квартире с 3 марта 2006 года по 14 февраля 2007 года была зарегистрирована дочь заявителя, " ... " года рождения, не участвовавшая в приватизации этой квартиры на основании заявления Дикусаровой и постановления Главы администрации " ... " административного района городского округа " ... " от 16 марта 2006 года (л.д. 57, 58, 59).
С 29 марта 2007 года Дикусарова зарегистрирована при войсковой части 00000 по адресу: "адрес", и проживает с дочерью в арендованной квартире (л.д. 2, 16).
В 2009 году заявитель с дочерью признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учёт (л.д. 2).
5 июня 2014 года решением должностного лица " ... " отдела ФГКУ " " ... регионжильё"" Дикусарова с дочерью были сняты с указанного учёта на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и пп. "д" п. 10 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт (л.д. 7, 8).
Считая этим свои права нарушенными, Дикусарова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными указанные действия начальника " ... " отдела ФГКУ " " ... регионжильё"" и обязать это должностное лицо и начальника ФГКУ " " ... регионжильё"" восстановить её и дочь на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 10 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя по доверенности С. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующее.
Суд не учёл, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", предоставлялась Дикусаровой не как военнослужащей и не на условиях, перечисленных в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как определено абз. 1, 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим- гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абз.1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
В силу чч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 граждане снимаются с учёта нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Анализ приведённых выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что обеспечение военнослужащих - граждан жилыми помещениями, предоставляемыми от государства по договору социального найма по установленным нормам, возможно лишь один раз в порядке и на условиях, определённых жилищным законодательством.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, требования об однократном обеспечении военнослужащих жильём и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая заявителя, на обеспечение жильём в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 959-О).
В этой связи распоряжение военнослужащим ранее предоставленным государством жилым помещением вопреки утверждению автора жалобы не порождает у заявителя право на улучшение жилищных условий по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Как видно из материалов дела, заявитель с 1991 года, а её дочь с марта 2006 года, проживали и были зарегистрированы в указанной выше квартире, общей площадью 32,3 кв.м, которую Дикусарова 29 мая 2006 года приватизировала (иные лица в квартире при этом зарегистрированы не были), а 15 декабря 2006 года передала в дар матери и в последующем снялась с дочерью с регистрационного учёта по адресу этой квартиры (л.д. 12, 13, 16, 57, 58).
Действия Дикусаровой по дарению квартиры и снятию с регистрационного учёта повлекли утрату права пользования ею этим жилым помещением, полученным от государства путём приватизации, проживая в котором она и её дочь были обеспечены общей площадью по установленным нормам (учётная норма жилого помещения в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в " ... ", в соответствии с Решением Думы городского округа " ... " от 10 октября 2005 года "N" составляет 14 кв.м и менее общей площади жилого помещения на человека).
При изложенных обстоятельствах жилищный орган обоснованно снял заявителя и её дочь с учёта нуждающихся в жилом помещении, что не могло нарушить прав заявителя. К аналогичному выводу пришёл и суд первой инстанции, обоснованно отказав заявителю в удовлетворении её требований.
С учётом изложенного приведённые в жалобе доводы являются несостоятельными, поскольку не влияют на правильное принятое по делу судом первой инстанции решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 10 июля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Дикусаровой С.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя С. - без удовлетворения.
" ... "
" ... "
Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко
Секретарь А.С. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.