Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Овсянниковой И.Н., Порохового С.П.
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2014 года гражданское дело по иску Марковой А. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным исключение из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в порядке очередности с даты первоначальной постановки на учет, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя истца Марковой А. Ф. - Просвирнина И.С. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Червенко К.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маркова А.Ф. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании незаконным исключение из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в порядке очередности с даты первоначальной постановки на учет, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, составом семьи 2 человека, в порядке очередности, с даты первоначальной постановки на учет. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на основании служебного ордера проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", совместно с сыном ФИО5. Из сообщения ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец с членом своей семьи утратила право на получение государственного жилищного сертификата и исключена из списка кандидатов на получение сертификата, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N военный городок N место дислокации - "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков. Полагала, что ее право на получение государственного жилищного сертификата возникло в ДД.ММ.ГГГГ и исключение военного городка из перечня закрытых в ДД.ММ.ГГГГ не исключает ее право на получение сертификата по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов). В связи с чем просила удовлетворить заявленные требования.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2014 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Просвирнин И.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что истец с учетом члена своей семьи имела право на получение государственного жилищного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка и это право не утратила, поскольку не была обеспечена государственным жилищным сертификатом по независящим от нее причинам и, проживая в служебном жилом помещении, является нуждающейся в жилом помещении. Указывает, что действующее законодательство исходит из того, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. При вынесении решения суд не учел, что истец в установленном порядке была признана нуждающейся в получении государственного жилищного сертификата, как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка, а следовательно, сохранила право на получение такого сертификата независимо от момента утраты военным городком своего статуса.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии истец Маркова А.Ф., представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В заседание судебной коллегии представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Червенко К.Г. просит решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным ст.7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 года N1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является доставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "б" п.5 действующих Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержалось в п.4 ранее действовавших Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года N522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Марковой А.Ф. был выдан ордер на право занятия служебного жилого помещения в военном городке "адрес" котором истец зарегистрирована и проживает по настоящее время.
Из поквартирной карточки следует, что в указанном жилом помещении также зарегистрирован и проживает сын истца ФИО5.
Квартира принадлежит жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации.
Военный городок "адрес" был включен в перечень закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом установлено, что согласно списку кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по войсковой части 93828, утвержденному командиром войсковой части N и согласованному начальником Даубихинской КЭЧ района, Маркова А.Ф. с составом семьи 2 человека была включена в состав участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, истец изъявила желание участвовать в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата в период действия статуса закрытого военного городка.
Из сообщения ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Маркова А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве гражданина, изъявившего желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка, и была включена в список кандидатов на получение сертификата по избранному месту жительства. Однако в настоящий момент исключена из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N закрытый военный городок N с местом дислокации "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем основания для предоставления государственного жилищного сертификата отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с вышеназванными требованиями.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с момента утраты военным городком N (место дислокации - "адрес") статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение государственного жилищного сертификата для переселения, и в настоящее время истец перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей мер социальной поддержки на переселение по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Также суд исходил из того, что действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты населенным пунктом статуса закрытого военного городка.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение государственного жилищного сертификата в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении государственного жилищного сертификата на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении государственного жилищного сертификата, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, в случае их согласия, должны сохранять право на получение государственного жилищного сертификата, так как такие граждане имели право на получение государственного жилищного сертификата и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч.2 ст.55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
В части, касающейся права граждан на получение государственного жилищного сертификата, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 05.04.2007 года N5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан", сделал вывод о том, что, вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, то есть в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Маркова А.Ф. с учетом члена своей семьи имела право на получение государственного жилищного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка и это право не утратила, поскольку не была обеспечена государственным жилищным сертификатом по независящим от нее причинам до исключения указанного военного городка из перечня закрытых, а следовательно, должна реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата.
Отказывая в иске, суд первой инстанции не учел, что как ранее действовавшими Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года N522 (п.49), так и ныне действующими Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153 (п.64), единственным основанием для исключения граждан - участников программы государственных жилищных сертификатов из соответствующего списка являлись и являются выписки из реестра оплаченных сертификатов как доказательства реализации гражданами права на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Иных оснований для исключения граждан из соответствующего сводного списка получателей (списка кандидатов на получение) государственных жилищных сертификатов вышеназванные Правила не содержат.
Учитывая неисполнение принятых на себя государством обязательств, сохранение нуждаемости истца в получении социальной выплаты, судебная коллегия считает, что изменение статуса военного городка в этом случае не может являться основанием для лишения Марковой А.Ф. права на получение сертификата. Последняя имеет право состоять в списках участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" для получения в порядке очередности государственного жилищного сертификата.
Таким образом, требования истцом были заявлены обоснованно и подлежали удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2014 года по гражданскому делу по иску Марковой А. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным исключение из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в порядке очередности с даты первоначальной постановки на учет, взыскании судебных расходов отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Признать за Марковой А. Ф. право на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Маркову А. Ф. в списке граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат и включить ее в сводный список граждан - получателей государственного жилищного сертификата по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N153, составом семьи два человека (Маркова А.Ф. и ее сын ФИО5) с даты первоначальной постановки на учет ( ДД.ММ.ГГГГ года).
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи И.Н. Овсянникова
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.