Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Порохового С.П., Дорожко С.И.,
с участием прокурора: Максименко Е.В.,
при секретаре: Вьюшине Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий,
с апелляционной жалобой ОАО "Российские железные дороги" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 29.04.2014 г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ОАО "РЖД" - Кизей А.А., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о возложении обязанности в срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить железнодорожный вокзал станции Тулучи Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО РЖД" передвижными подъемниками и пенниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать наружный вход в здание железнодорожного вокзала станции Тулучи устройством для обеспечения задержки автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд; оборудовать вход в здание вокзала и вход на платформу (перрон) пандусами для маломобильных групп населения (инвалидов).
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлено, что железнодорожный вокзал станции Тулучи не отвечает предъявляемым требованиям о доступности объектов транспортной инфраструктуры для использования инвалидами. В нарушение п. 5.1.6. СНиП 35-01-2001 входные двери в здание железнодорожного вокзала не оснащены специальными устройствами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, в нарушение пункта 3.1.17 СП 2.5.1198-03 отсутствуют передвижные подъемники и пенники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, отсутствуют пандусы при входе в здание и при подъеме на платформу.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 29.04.2014 г. исковые требования удовлетворены: на ОАО "РЖД" возложена обязанность в срок 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить железнодорожный вокзал станции Тулучи Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" передвижными подъемниками и пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать наружный вход в здание железнодорожного вокзала станции Тулучи устройством для обеспечения задержки автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Гожа А.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на необоснованность установленного судом 12-месячного срока исполнения обязанности по обеспечению железнодорожного вокзала указанными устройствами, так как ДДПО не уклоняется от обязанности по обустройству железнодорожного вокзала и в срок до 2017 г. обязательства будут полностью исполнены.
В возражениях на апелляционную жалобу Ванинский транспортный прокурор Куликов О.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, на разумность установленного судом срока исполнения решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "РЖД" является собственником здания вокзала станции Тулучи.
В соответствии с актом проверки помощника Ванинского транспортного прокурора от 16.10.2013 г. (л.д. 6-7) железнодорожный вокзал ст. Тулучи не оснащен специальными устройствами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, отсутствуют передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, при входе в здание вокзала и при подъеме на платформу отсутствуют пандусы.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
На основании Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000г. N 554 - с 03.06.2003 г. введены в действие Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003г.
Пунктами 1.1. и 2.1. Санитарных правил предусмотрено, что они распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктом 3.1.17 Санитарных правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, ст. 80 ФЗ от 10.01.2003 г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", пунктами 2.1, 3.1.17 "Санитарных Правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", пунктами 3, 9, раздел 3 п.27 Устава ОАО "РЖД", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003г. N585, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ОАО "РЖД" в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пункта 3.1.17 Санитарных правил не обеспечило беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию вокзала, чем нарушены конституционные права и свободы инвалидов, лишив их равных возможностей с другими гражданами.
Доказательств об отсутствии технической возможности исполнения заявленных требований прокурора, ответчиком ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности срока исполнения обязанности, возложенной решением суда, и что срок должен быть продлен до 2017 г., судебная коллегия отклоняет как не состоятельный, поскольку данный довод не является основанием для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права и направленного на защиту интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а также в связи с тем, что из материалов дела следует, что установка специального оборудования запланирована на второй квартал 2014 г.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с установленным в решении суда сроком исполнения возложенных судом обязанностей, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 29 апреля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда
Председательствующий: Е.С. Жельнио
Судьи: С.П Пороховой
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.