Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей Кожиной Е.А.
Кузнецовой О.А.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 августа 2014 года гражданское дело по искам Пестеревой А. Г., Кочмаревой О. Г. к государственному учреждению здравоохранения "Сретенская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании неначисленной и невыплаченной стимулирующей выплаты,
по апелляционной жалобе истца Кочмаревой О.Г.
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2014 года, которым постановлено: в исковых требованиях Пестеревой А. Г., Кочмаревой О. Г. к ГУЗ "Сретенская ЦРБ", Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании неначисленной и невыплаченной стимулирующей выплаты и компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились с вышеуказанными исковыми заявлениями в Сретенский районный суд Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. Пестерева А.Г. и Кочмарева О.Г. г. работали в ГУЗ "Сретенская ЦРБ" на должностях, относящихся к младшему медицинскому персоналу. Размер их средней начисленной заработной платы в 2013 году составлял 5-6 тыс. руб. в месяц и включал в себя: оклад, районный коэффициент 40%, доплату за медицинский стаж, оплату за работу в ночное время, в праздничные дни. С 01 января 2013 года федеральным законом от 03.12.2012 г. N232-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 руб. в месяц, однако, заработная плата истцам рассчитывалась исходя из размера оклада 2414 рублей. Также согласно приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края "О начислении стимулирующей выплаты" от 24.12.2013 г. N722 руководителям государственных учреждений здравоохранения приказано выплатить стимулирующую выплату за декабрь 2013 года врачам и младшему персоналу. В приказе также указано, что в связи с низким выполнением целевого показателя соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала и средней заработной платы в субъекте, младшему медицинскому персоналу необходимо произвести начисление стимулирующей выплаты за декабрь 2013 года в таком размере, чтобы показатель средней заработной платы по младшему медицинскому персоналу по учреждению за 2013 года составил 13547 рублей. В декабре 2013 года указанные выплаты истцам произведены не были. Общий размер начисленной Пестеревой А.Г. заработной платы с учетом 40% коэффициента и всех надбавок в период с "Дата" по "Дата" составил "данные изъяты" руб., размер начисленной заработной платы Кочмаревой О.Г. составил - "данные изъяты" руб. Полагая, что действия ответчика по неначислению и не выплате стимулирующей выплаты нарушают трудовые права работников, Пестерева А.Г. просила взыскать с ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" в свою пользу неначисленную и невыплаченную стимулирующую выплату в сумме "данные изъяты" руб., компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб. Кочмарева О.Г. просила взыскать с ГУЗ "Сретенская Центральная районная больница" в свою пользу недоначисленную и невыплаченную стимулирующую выплату за период с "Дата" по "Дата" в сумме "данные изъяты" руб., а также компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
Определением от "Дата" гражданские дела по искам Пестеревой И.Г., Кочмаревой О.Г. объединены в одно производство.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением Кочмарева О.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просит решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2014 года отменить, исковые требования Кочмаревой О.Г. удовлетворить.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" Антошкину Н.А., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Обращаясь в суд с заявлением о взыскании стимулирующей выплаты, истцы ссылались на то, что произведенная в декабре 2013 г. младшему медицинскому персоналу краевых учреждений здравоохранения стимулирующая выплата фактически является перерасчетом заработной платы за 2013 г. Поскольку истцы работали в ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" до декабря 2013 г., то, по их мнению, они имеют право на указанную выплату.
Разрешая данный спор, суд с приведенными доводами истцов не согласился и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
С решением суда судебная коллегия считает возможным согласиться по следующим основаниям.
Из дела видно, что Пестерева А.Г. до "Дата" работала в ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" в должности "данные изъяты". "Дата" истица уволена с указанной работы по собственному желанию, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. "данные изъяты"), выпиской из приказа (л.д. "данные изъяты"). Кочмарева О.Г. работала в ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" в должности "данные изъяты" с "Дата" по "Дата" г., что подтверждается выписками из приказов (л.д. "данные изъяты").
В декабре 2013 г. младшему медицинскому персоналу ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" выплачена стимулирующая выплата в размере, за счет которого показатель средней заработной платы младшего медицинского персонала по учреждению за 2013 г. составил 13547 руб. Основанием для выплаты послужил приказ главного врача ГУЗ "Сретенская ЦРБ" от "Дата" N N.
Приказ главного врача принят во исполнение приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края от 24.12.2013 г. N 722 (л.д. "данные изъяты"), в соответствии с которым целью выплаты стимулирующего характера младшему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения Забайкальского края явилось достижение показателя средней заработной платы указанных работников за 2013 г. до 13547 руб. в связи с низким выполнением целевого показателя соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала и средней заработной платы в субъекте.
Пунктом 1.3 Приказа предусмотрено, что выплату следует производить в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.08.2009 г. N 628 (в редакции приказов от 03.11.2012 г. N 202, от 15.07.2013 г. N 310) об утверждении примерного Положения об оплате труда работников краевых учреждений здравоохранения, приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15.07.2013 г. N 309 "О денежных выплатах стимулирующего характера медицинскому персоналу, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг)" с учетом объема выполненной работы.
В соответствии с п. 7.2 Положения об оплате труда работников ГУЗ "Сретенская центральная районная больница", выплата стимулирующего характера производится работникам, состоящим в штате ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" на момент принятия решения об осуществлении выплат стимулирующего характера.
С учетом изложенного, произведенная в декабре 2013 г. младшему медицинскому персоналу денежная выплата являлась выплатой стимулирующего характера. Целью выплаты являлось повышение целевого показателя соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала и средней заработной платы в субъекте.
Характер названной выплаты соответствовал целям и задачам, определенным в Указе Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" N 597 от 7 мая 2012 г., в подпункте "е" пункта 1 которого указано на то, что поэтапное повышение средней заработной платы в бюджете сектора экономики, включающего в себя заработную плату младшего медицинского персонала, происходит в целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижности и привлекательности профессий в сфере экономики.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) стимулирующие выплаты входят в состав заработной платы работника, исходя из чего, выплаченная в декабре 2013 г. стимулирующая выплата является заработной платой младшего медицинского персонала ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" за декабрь 2013 г., с учетом которой произошло увеличение показателя средней заработной платы указанного персонала за 2013 г.
Таким образом, выплаченная в декабре 2013 г. стимулирующая выплата перерасчетом заработной платы за 2013 г. и премиальной выплатой по итогам года младшего медицинского персонала ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" не являлась.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о размере стимулирующей выплаты, который, по мнению истцов, свидетельствует о том, что указанная выплата является перерасчетом заработной платы младшего медицинского персонала за 2013 г., является несостоятельным и отмену решения суда повлечь не может.
Поскольку произведенная в декабре 2013 г. выплата является стимулирующей, названная выплата может носить разовый характер.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Статьями 129 и 135 ТК Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу абзаца 2 статьи 144 ТК Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. "д" ст. 2 Положения).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в этих учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с Разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н) выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" своим локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, вправе самостоятельно устанавливать условия, при которых производятся выплаты стимулирующего характера, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на анализе всей совокупности действующего законодательства по данному вопросу и не соответствуют обстоятельствам дела.
Принятое ГУЗ "Сретенская центральная районная больница" положение, касающиеся условий стимулирующей выплаты, подлежащей выплате в декабре 2013 г., нормам трудового законодательства в этой части не противоречат.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении конституционных прав истцов действиями работодателя являются несостоятельными.
При рассмотрении дела нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Разрешая спор, суд правильно применил материальный и процессуальный закон, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное, апелляционная жалоба истца Кочмаревой О.Г. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кочмаревой О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Кожина Е.А.
Кузнецова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.