Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 августа 2014 года гражданское дело по иску Дармаевой Д.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонному) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округа Забайкальского края (межрайонного) Балдановой В.Ж.
на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 года, которым постановлено исковые требования Дармаевой Д.Д. удовлетворить частично.
Включить периоды работы Дармаевой Д.Д. с 9 декабря 1991 года по 31 марта 2006 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением следующих периодов: с 14.07.1994 г. по 31.12.1994 г. и с 22.03.2001 г. по 10.02.2002 г. - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Обязать Управление ПФР в Агинском Бурятском округе Забайкальского края назначить Дармаевой Д.Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 16 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дармаева Д.Д. обратилась в суд с заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. 20 декабря 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (пенсионный орган) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Письмом от 13.01.2012 г. N11-06/175 в назначении пении отказано в связи с отсутствием специального стажа. Решением пенсионного органа от 18.03.2014 г. N 965 Дармаевой Д.Д., вновь подавшей заявление о назначении пенсии 16.01.2014 г., также отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия специального стажа. Пенсионным органом необоснованно не зачтен в специальный стаж период работы истицы с 09.12.1991 г. по 27.02.2005 г. В указанный период Дармаева Д.Д. работала в должности артиста балета в профессиональном ансамбле " "данные изъяты"", что подтверждается записью в ее трудовой книжке и что дает истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Дармаева Д.Д. просила суд с учетом уточнений исковых требований признать решение пенсионного органа от 18 марта 2014г. N 965 незаконным, включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы с 9 декабря 1991 г. по 31 марта 2006 г. и назначить досрочную пенсию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган - с 20 декабря 2011 г. (т. 1 л.д. 2-5, 82-84, 174, 175).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1 л.д. 193-198).
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонного) Балданова В.Ж. просит решение суда отменить как незаконное, в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что согласно трудовой книжке Дармаева Д.Д. была принята в спорный период на работу в "данные изъяты" окружной отдел культуры и зачислена в состав ансамбля " "данные изъяты"". Суд необоснованно включил спорный период работы в окружном отделе культуры в специальный стаж, поскольку данная организация не является учреждением, указанном в Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N447. Отдел культуры, а в последующем Управление культуры, не является театром или театрально-зрелищной организацией, осуществляет деятельность по организации концертных и развлекательных программ, то есть посреднические функции. В качестве самостоятельного юридического лица ансамбль образован только в 28.02.2005 г., при этом в Уставе нет сведений о правопреемственности учреждения, в трудовой книжке отсутствуют сведения об увольнении и приеме или переводе истца в учреждение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Дармаева Д.Д. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Отдел культуры администрации Агинского Бурятского округа, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил и о причинах неявки представителя не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил. В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица на основании ч.3 ст.167 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения представителя пенсионного органа Бабуевой Я.Ц. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения истицы Дармаевой Д.Д. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - директора Государственного учреждения культуры "Национальный театр песни и танца "Амар сайн" Дамдинова Б.Ж. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Как видно из дела, решением руководителя территориального пенсионного органа от 18 марта 2014 г. N 965 Дармаевой Д.Д. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж по указанному правовому основанию на дату повторного обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии (на 16 января 2014 г.) составил 7 лет 6 месяцев 0 дней, страховой стаж - 21 год 9 месяцев 12 дней.
В специальный стаж по пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ответчиком не включен период работы Дармаевой Д.Д. с 09.12.1991 г. по 31.03.2006 г. в "данные изъяты" окружном отделе культуры в составе профессионального ансамбля " "данные изъяты"" в должности артиста балета, т.к. не представлены доказательства, подтверждающие статус указанного ансамбля как юридического лица, и поскольку "данные изъяты" окружной отдел культуры не являлся театром или другим театрально-зрелищным предприятием (л.д. 75-76 т.1).
На дату первоначального обращения Дармаевой Д.Д. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (на 20.12.2011 г.) с учетом включенных решением суда периодов работы специальный стаж истицы составляет менее требуемых законом 20 лет, что Дармаевой Д.Д. не оспаривается.
В соответствии с пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 (в ред. от 22.09.1993 г.), установлено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет имеют: артисты балета (в том числе балета на льду); артисты - исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах.
Удовлетворяя требования Дармаевой Д.Д., суд исходил из того, что в спорный период истица работала в должностях и в театрально-зрелищной организации, которые предусмотрены указанным выше Списком и пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С названным выводом судебная коллегия считает возможным согласиться по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подлежащим применению к данному пункту Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447, творческая деятельность артиста балета и танцовщика (наименование должности танцовщика на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 280 от 15.04.2005 г. тождественно наименованию должности артиста-исполнителя танцевальных номеров в профессиональном художественном коллективе) должна протекать в театрах либо иных театрально-зрелищных организациях, каковыми могут являться любые театрально-зрелищные предприятия и профессиональные художественные коллективы.
Указанный вывод суда в полной мере соответствует положениям Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного Государственным комитетом СССР по статистике от 01.01.1976 г. с изменениями, внесенными Госстандартом Российской Федерации, в котором ансамбли танца, ансамбли песни и пляски указаны в разделе "Концертные организации и коллективы" отрасли "культура и искусство". Названный классификатор действовал до 01.01.2003 г., т.е. в период принятия указанного выше Списка и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в первоначальной редакции которого право лиц, осуществляющих творческую деятельность в муниципальных и государственных театрах или театрально-зрелищных организациях, на досрочную трудовую пенсию по старости было предусмотрено п.12 ст.28 названного Закона. Впоследствии данное правовое основание назначения досрочной пенсии по старости без указания на форму собственности театров и театрально-зрелищных организаций было перенесено в п.21 ст.27 этого Закона.
Материалами дела подтверждено, что в спорный период истица работала в национальном профессиональном ансамбле песни и танца " "данные изъяты"" "данные изъяты" автономного округа в должностях танцора и артиста балета, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Указанный ансамбль до 28.02.2005 г. являлся подведомственной концертной организацией и самостоятельным профессиональным художественным коллективом исполнительных органов государственной власти на территории "данные изъяты" автономного округа (с 03.04.1991 г. - Совета народных депутатов "данные изъяты" автономного округа, затем отдела культуры администрации "данные изъяты" автономного округа, с 31.08.1994 г. - Управления культуры администрации "данные изъяты" автономного округа, с 1997 г. - Комитета по культуре администрации "данные изъяты" автономного округа). Указанные органы государственной власти в соответствии с принятыми о них Положениями проводили государственную политику в области культуры и искусства, организацию и реализацию культурных программ администрации округа, содействовали развитию национальных культур народов, проживающих на территории "данные изъяты" автономного округа. Мотивом создания в 1991 г. профессионального ансамбля песни и танца "данные изъяты" автономного округа " "данные изъяты"" являлось возрождение и дальнейшее развитие Бурятской культуры и искусства.
Названные обстоятельства подтверждены исследованными по делу доказательствами: решением об открытии ансамбля " "данные изъяты"" от 03.04.1991 г., постановлениями о создании указанных выше исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и положениями об этих органах, сведениями и отчетами о деятельности профессионального ансамбля песни и танца " "данные изъяты"" как концертной организации и самостоятельного профессионального художественного коллектива, штатными расписаниями ансамбля " "данные изъяты"", структурой Комитета культуры "данные изъяты" автономного округа, из которой следует, что названному Комитету в лице его органа Совета комитета по культуре были подведомственны наряду с профессиональным ансамблем " "данные изъяты"" иные учреждения культуры (библиотеки, музеи, центры народного творчества) (л.д. 119-168 т.1).
Таким образом, профессиональный национальный ансамбль песни и танца " "данные изъяты"" являлся профессиональным художественным коллективом и самостоятельной концертной организацией, которые в соответствии с пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относятся к театрально-зрелищным организациям.
С 28.02.2005 г. на базе указанного выше ансамбля в соответствии с Постановлением Главы администрации "данные изъяты" округа от 28.02.2005 г. N 53 создано Государственное учреждение культуры "Театр песни и танца " "данные изъяты"", в котором Дармаева Д.Д. продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается уточняющей особый характер работы истицы справкой от 03.04.2012 г., подписанной руководителем, главным бухгалтером и начальником отдела кадров названного учреждения (л.д. 22, 107-118 т.1).
Сведения о работе Дармаевой Д.Д. в данном учреждении содержатся также в трудовой книжке истицы с указанием на то, что с 28.02.2005 г. ансамбль песни и танца " "данные изъяты"" переименован в Государственное учреждение культуры "Театр песни и танца " "данные изъяты"", с 13.01.2009 г. названное учреждение переименовано в Государственное учреждение культуры "Национальный театр пенсии и танца " "данные изъяты"", занимаемая истицей должность артист балета с 11.01.2010 г. перепрофилирована в должность артист балета высшей категории (л.д. 10-12 т.1).
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонного) Балдановой В.Ж. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.