Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Казакевич Ю.А., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Некрасовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 2 сентября 2014 года дело по заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в интересах Пенкевич Р.А. к администрации муниципального района "Приаргунский район" о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы и назначить пенсию за выслугу лет
по апелляционной жалобе руководителя администрации муниципального района "Приаргунский район" Пичкуренко С.М.
на решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 23 июня 2014 года, которым постановлено исковые требования прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет администрации муниципального района "Приаргунский район" от 15 июля 2013 года об отказе в назначении пенсии Пенкевич Р.А..
Обязать администрацию муниципального района "Приаргунский район" включить в стаж муниципальной службы Пенкевич Р.А. период работы с 31.07.1975 года по 14.03.1990 года в "данные изъяты" райкоме КПСС (14 лет 8 месяцев 23 дня) и назначить пенсию за выслугу лет Пенкевич Р.А. со 2 июля 2013 года.
В удовлетворении исковых требований в части назначения пенсии за выслугу лет с 01.05.2013 года отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с заявлением в интересах Пенкевич Р.А. о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы и назначить пенсию за выслугу лет к администрации муниципального района "Приаргунский район", ссылаясь на следующее. Истица 15.05.2013г. обратилась с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет, решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 15.07.2013г. истице в назначении указанной пенсии отказано. Данное решение вынесено с нарушением 30-дневного срока, при его принятии комиссия необоснованно руководствовалась Положением о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район", в редакции от 13.06.2013г. В стаж муниципальной службы Пенкевич Р.А. незаконно не включен период ее работы в "данные изъяты" райкоме КПСС с 31.07.1975г. по 14.03.1990г. С учетом изложенного прокурор просил суд признать решение об отказе в назначении пенсии Пенкевич Р.А. от 15.07.2013г. незаконным, обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы Пенкевич Р.А. период ее работы с 31.07.1975г. по 14.03.1990г. (14 лет 8 месяцев 23 дня) в "данные изъяты" райкоме КПСС и назначить пенсию за выслугу лет с 01.05.2013г.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель администрации муниципального района "Приаргунский район" Пичкуренко С.М. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что суд неполно исследовал обстоятельства дела. Стаж истицы муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" непосредственно перед увольнением составляет 5 лет 8 месяцев, в связи с чем отказ в назначении пенсии за выслугу лет соответствует закону. Период работы с 31.07.1975г. по 14.03.1990г. в стаж муниципальной службы не входит, т.к. "данные изъяты" райком КПСС органом местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" не являлся. В бюджете муниципального района на 2014г. средства на выплату пенсии Пенкевич Р.А. со 02.07.2013г. не предусмотрены, 2013г. завершился.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Логунова Е.С. указывает на законность и обоснованность решения суда.
Пенкевич Р.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Пенкевич Р.А. на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения представителя ответчика Суходолина С.В. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Дьячковой Ж.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из дела видно, что решением комиссии администрации муниципального района "Приаргунский район" от 15.07.2013 г. Пенкевич Р.А., являющейся получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием 15 лет муниципального стажа работы в администрации муниципального района "Приаргунский район", что предусмотрено Решением Совета N 64 от 13.06.2014 г. (в решении комиссией ошибочно указан номер решения Совета 66). В стаж муниципальной службы комиссией не включен период работы истицы в Райкоме КПСС в должности второго секретаря со ссылкой на то, что Райком КПСС не являлся органом муниципального самоуправления Приаргунского района. Стаж работы Пенкевич Р.А. в администрации Приаргунского района непосредственно перед ее увольнением со службы составляет 12 лет (л.д. 11-12).
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что администрация муниципального района "Приаргунский район" нарушила право Пенкевич Р.А. на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет.
С указанным выводом судебная коллегия считает возможным согласиться, т.к. он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в ред. от 04.03.2014 г.) в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно с п.п. 4 и 5 ст.5 названного Закона взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством: учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральный государственный служащий имеет право на назначение пенсии по выслуге лет.
Согласно п.4 ст.7 указанного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ст.19 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.1 Закона Забайкальского края N 48-ЗЗК от 16.10.2008 г. "О стаже муниципальной службы в Забайкальском крае" в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.
Во исполнение приведенных норм материального права на территории муниципального района "Приаргунский район" принято решение "О пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район", утвержденное Решением Совета муниципального района "Приаргунский район" от 29.03.2013 г. N 61.
Согласно названному Положению право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, в случае увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1.1-1.6 данного Положения.
В подпункте 1.6 Положения указано на расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего (по собственному желанию). В этом случае лицо, претендующее на назначение пенсии по выслуге лет, помимо указанных выше 15 лет стажа муниципальной службы должно иметь к моменту увольнения стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" не менее 5 лет и стаж замещения должности муниципальной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на пенсию за выслугу лет, включаются периоды службы (работы), определяемые федеральным законом и законом края. При установлении пенсии за выслугу лет периоды службы (работы), учитываемые при исчислении стажа муниципальной службы, суммируются. Финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета муниципального района "Приаргунский район" (подп. 2.1, 5.1, 5.2 Положения).
Назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению гражданина с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Пенсия к трудовой пенсии по старости назначается пожизненно. Пенсия за выслугу лет устанавливается комиссией по установлению стажа муниципальной службы и пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" (далее - комиссия). Пенсия за выслугу лет назначается распоряжением Администрации муниципального района "Приаргунский район" на основании документов, представленных в соответствии с п.10 настоящего Положения, и протокола заседания комиссии (подп. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 Положения).
В 30-дневный срок со дня регистрации заявления комиссия рассматривает заявление и принимает решение о рекомендации руководителю администрации муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет либо отказе в ее назначении. О принятом решении администрация муниципального района в недельный срок направляет заявителю уведомление о размере установленной ему пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении указанной пенсии (подп. 11.1, 11.2 Положения).
Из дела видно, что администрация муниципального района "Приаргунский район" рассматривала право Пенкевич Р.А. на назначение пенсии за выслугу лет как лица, уволенного с муниципальной службы по основанию, предусмотренному подпунктом 1.6 Положения, и исходила из того, что основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет является отсутствие у истицы непосредственно перед увольнением 15 лет стажа работы в органах местного самоуправления муниципального района, что, по мнению ответчика, предусмотрено решением Совета N 64 от 13.06.2013 г.
Заявление Пенкевич Р.А. о назначении пенсии за выслугу лет зарегистрировано в администрации муниципального района "Приаргунский район" 15.05.2014 г. (л.д. 10).
Таким образом, исходя из приведенных выше норм Положения, комиссия должна была принять по данному заявлению решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении пенсии не позднее 30-дневного срока со дня регистрации заявления, т.е. не позднее 13.06.2014 г. О принятом решении администрация муниципального района "Приаргунский район" обязана была сообщить Пенкевич Р.А. не позднее недельного срока после принятия решения, т.е. не позднее 19.06.2014 г.
Между тем, в нарушение прав истицы решение об отказе в назначении пенсии по выслуге лет было принято комиссией 15.07.2014 г. На эту дату приведенное выше Положение в части условий назначения пенсии за выслугу лет было изменено в соответствии с решением Совета муниципального района "Приаргунский район" от 13.06.2013 г. N 64, вступившим в силу со дня его официального опубликования в газете "Приаргунская заря". Согласно объяснениям представителя администрации муниципального района "Приаргунский район" в суде апелляционной инстанции решение Совета от 13.06.2013 г. N 64 об изменении Положения опубликовано в газете "Приаргунская заря" 28.06.2014 г.
Внесенные в Положение изменения ухудшили условия назначения пенсии за выслугу лет для Пенкевич Р.А. В соответствии с внесенными изменениями для назначения пенсии за выслугу лет истица должна не менее 15 полных лет непосредственно перед увольнением замещать должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район". В прежней редакции Положения Пенкевич Р.А. должна была замещать муниципальные должности непосредственно перед увольнением не менее полных 12 месяцев. Как указывалось выше, стаж работы истицы на муниципальных должностях в администрации Приаргунского района непосредственно перед ее увольнением со службы составлял 12 лет.
Приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что в результате несвоевременного принятия администрацией муниципального района "Приаргунский район" решения по заявлению Пенкевич Р.А. было нарушено право истицы на пенсионное обеспечение за счет средств бюджета муниципального района, поскольку в соответствии с действовавшей до 28.06.2014 г. редакцией Положения Пенкевич Р.А. имела право на назначение пенсии за выслугу лет.
При подсчете 15 лет муниципального стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, суд обоснованно включил в стаж муниципальной службы истицы период ее работы в Райкоме КПСС в должности второго секретаря, поскольку возможность включения названного периода в стаж государственной гражданской службы и в соответствии с приведенным выше правовым регулированием - в стаж муниципальной службы предусмотрена пунктом 18 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141 (в ред. Указов Президента РФ от 14.01.2011 г. N 38, от 19.05.2011 г. N 655).
В силу п.1 и п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансовых средств на назначение и выплату Пенкевич Р.А. пенсии за выслугу лет с обозначенной в решении суда даты отмену решения суда повлечь не может по следующим основаниям. Как указано выше, на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в 2013 г. право на назначение названной пенсии Пенкевич Р.А. имела в соответствии с действовавшим в этот период времени муниципальным нормативным правовым актом. Поскольку указанное право истица не смогла своевременно реализовать по вине администрации муниципального района "Приаргунский район", ответчик должен восстановить нарушенное право истицы путем возмещения Пенкевич Р.А. убытков в виде неполученной пенсии за выслугу за счет средств муниципального бюджета, которые должны быть выделены на эти цели из бюджета в предусмотренном законом порядке.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 23 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.