Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Доржиевой Б.В., Чайкиной Е.В.
при секретаре Голиковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 сентября 2014 года гражданское дело по иску А.овой А. А. к администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконными отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказа в постановке на учет в качестве таковой, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве таковой,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа "Город "Чита" и Центрального административного района городского округа "Город Чита" Зориной Ю.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 17 июня 2014 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить.
Признать отказ администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" в признании А.овой А. А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказ А.овой А. А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными.
Обязать администрацию Центрального административного района городского округа "Город Чита" признать А.ову А. А. нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову участника Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андрусова А.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Андрусова И.Е., проживает в неблагоустроенном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", в "адрес" года постройки. В квартире печное отопление, нет ни горячего, ни холодного водоснабжения, ванной, уборная находится на улице, поэтому ей как инвалиду II группы в неблагоустроенных условиях проживать тяжело, так как дрова и воду она сама принести не может, нуждается в помощи. Кроме того, в квартире осыпается штукатурка на потолке, отслаивается штукатурка от стен, потолочные перекрытия чердака перегнили и расходятся, стропила на крыше также в ветхом состоянии, шифер на крыше протекает и требует замены, фундамент дома разрушается, что способствует неравномерной осадке дома и проседанию полов в квартире. В начале марта 2014 года она обратилась в администрацию Центрального района г.Читы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако специалисты жилищного отдела, проведя осмотр жилищных условий, отказали в постановке ее на учет, посоветовали обратиться в межведомственную комиссию для признания жилья ветхим. Ссылаясь на то, что занимаемое ею жилое помещение не соответствует предъявляемым к жилому помещению требованиям, а также на то, что понятие "жилое помещение, не отвечающее установленным требованиям" и "жилое помещение, непригодное для проживания", неравнозначны, на основании ст.51 Жилищного кодекса РФ просила суд признать отказ администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными; обязать администрацию Центрального административного района городского округа "Город Чита" признать ее нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны (л.д. 3-5).
Определением суда от 14.05.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Центрального района г. Читы (л.д.37).
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 101-106).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа "Город "Чита" и Центрального административного района городского округа "Город Чита" Зорина Ю.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что заключение ОАО "Бюро проверки и разработки ПСД Забайкалстроя" N 43/14 от 06.05.2014 является недопустимым доказательством по данному делу. Обращает внимание на то, что без получения соответствующего заключения Межведомственной комиссии администрации городского округа "Город Чита" Андрусова А.А. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на учет (л.д. 108-109).
Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. Истец Андрусова А.А. в суд не явилась, извещена надлежаще, направила своего представителя. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Матиевскую М.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Такие нарушения судом допущены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Андрусова А.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д.15).
На праве собственности истцу принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л.д.4).
В соответствии с заключением N 43/14 от 06.05.2014 ОАО "Бюро проверки и разработки ПСД Забайкалстроя" техническое состояние здания оценивается как аварийное ввиду наличия повреждений и деформаций, свидетельствующих об исчерпании несущей способности, опасности обрушения, в связи с чем необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий (л.д.73-94).
С таким заключением истец обратилась в администрацию Центрального административного района г.Читы с целью постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.48-50), в чем ей было отказано и разъяснено о необходимости обращения в межведомственную комиссию администрации городского округа "Город Чита" для признания жилого помещения непригодным для проживания (л.д.42-47).
Не согласившись с данным отказом, Андрусова А.А. обратилась в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.51 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Определением Верховного Суда РФ от 22.05.2013 N 74-АПГ13-7, исходил из того, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания; а жилое помещение, в котором проживает истец, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Однако при разрешении спора судом не учтено следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года, обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета жильём в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
По смыслу приведённой нормы условием для реализации соответствующего права является признание члена семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учёт.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Довод стороны истца о том, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания, в данном случае принят судом первой инстанции необоснованно.
Так, требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято вышеназванное постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения, законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Доказательств признания жилого помещения, занимаемого истцом, непригодным для проживания единственным уполномоченным на то органом (Межведомственной комиссией), не представлено. Представленное в дело заключение ОАО "Бюро проверки и разработки ПСД Забайкалстроя" об аварийном состоянии жилого дома, не может быть признано допустимым доказательством признания жилого помещения непригодным для проживания.
При таком положении апелляционная жалоба признается обоснованной, а решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Читы от 17 июня 2014 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований А.овой А. А. к администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконными отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказа в постановке на учет в качестве таковой, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве таковой, отказать.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Доржиева Б.В.
Чайкина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.