Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 19 августа 2014 г. по делу N 33-327/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А., судей Дубова Ю.А. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Мельниковой К.Г., с участием заявителя Маркова А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 мая 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса Маркова Андрея Анатольевича об оспаривании действий начальника ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, объяснения заявителя, в поддержку доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
после увольнения с военной службы 24 марта 2014 года Марков обратился во ... отдел Управления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Однако, решением начальника ... отдела Управления от 25 марта 2014 года, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, заявителю в этом отказано.
Законность таких действий должностного лица Марков оспорил в судебном порядке.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 мая 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с судебным постановлением ввиду неправильного применения норм материального права, Марков в апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований.
В обоснование этого он, ссылаясь на обстоятельства дела и анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что он имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом заявитель отмечает, что законодатель не разграничивает категории граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и в служебном помещении.
Ссылаясь на пункт 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и указывая на то, что своего согласия на снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях он не давал, Марков приходит к выводу о возможности его обеспечения жилым помещением и после прекращения с ним военно-служебных отношений.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что в 2011 году, после достижения общей продолжительности военной службы более 20 лет, он уже обращался в Управление с соответствующим заявлением, однако ему в приеме документов также было отказано, в связи с отсутствием справки об обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы в воинских частях Ханкалинского гарнизона. Вместе с тем, в суде первой инстанции стало известно, что на момент его обращения, данная справка находилась в его жилищном деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Марков проходил военную службу по контракту в войсковой части ... Общая продолжительность его военной службы составила более 20 лет.
2 июля 2009 года в период прохождения военной службы заявитель и члены его семьи включены в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.
24 мая 2013 года Марков обратился к начальнику отдела службы войск и безопасности военной службы штаба Центрального военного округа с рапортом, в котором ходатайствовал о своем увольнении с военной службы в запас по состоянию здоровья с сохранением в очереди получения жилой площади по установленным нормам.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа N * от 4 июля 2013 года Марков досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и с 3 декабря того же года исключен из списков личного состава воинской части приказом этого же должностного лица N ** от 20 сентября 2013 года. При этом в приказе об увольнении указано на то, что заявитель не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилья.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Таким образом, законодателем установлен различный порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по месту прохождения военной службы в зависимости от сроков заключения ими первого контракта и поступления на военную службу.
С учетом того, что заявитель назначен на воинскую должность в июне 1998 года после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования, в связи с чем ему присвоено офицерское воинское звание, то он относится к числу военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Для этой категории военнослужащих порядок обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания предусмотрен абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 названного Федерального закона, а также изданными в развитие этой нормы Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила).
Исходя из содержания этой нормы закона и подзаконного нормативного акта, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма либо в собственность бесплатно в отношении этой категории лиц при увольнении их с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям возникает из факта их увольнения по указанному основанию при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. При этом признание их нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы).
Согласно п. 3 названных Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральным органом, заявление по форме с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются, в том числе, выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и соответствующих документов.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о постановке на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Совокупность приведенных норм свидетельствует о том, что решение о принятии на учет (отказе в принятии на учет) в отношении указанной категории лиц по общему правилу должно быть принято до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Соответственно, и подача заявления о постановке на учет должна быть произведена в период сохранения таким лицом статуса военнослужащего.
Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и последующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).
Следовательно, Марков относится к той категории военнослужащих, которые, в случае их признания нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма.
При этом окружной военный суд также учитывает, что согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Кроме того, в соответствии с п. 18 этой же статьи, граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Таким образом, положения п.п. 13 и 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствуют реализации жилищного права заявителя, возникшего при прохождении им военной службы, и после увольнения с таковой. Тем более, что п. 18 не содержит прямого указания о нуждаемости именно в жилье по социальному найму, в то время как нуждающимся в служебном жилом помещении Марков признан и в период военной службы им не обеспечивался.
В этой связи, учитывая волеизъявление Маркова по увольнению с военной службы без предоставления жилья, но с оставлением в списках нуждающихся в его получении, не создает препятствий к постановке его на жилищный учет для реализации права, возникшего в рамках военно-служебных отношений после окончания таковых. При этом предписывающий характер Правил относительно срока подачи заявления сам по себе не означает, что решение вопроса о принятии на учет невозможно после исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
В тоже время, вывод гарнизонного военного суда о том, что обращение Маркова с заявлением о принятии на жилищный учет после утраты им статуса военнослужащего исключало возможность принятия его на этот учет, противоречит как нормам материального права, так и материалам дела.
В данном случае, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спорных правоотношений, являлся характер причин, по которым окончательное заявление Маркова принято Управлением лишь 24 марта 2014 года.
Прежде всего, совокупность приведенных норм свидетельствует о том, что реализация указанной категорией военнослужащих права на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма либо в собственность бесплатно при увольнении их с военной службы по льготным основаниям, зависит не только от волеизъявления самих военнослужащих и своевременной подачи ими заявлений о принятии на учет, но и от определенных действий должностных лиц федеральных органов. При этом последние, как это предусмотрено п. п. 14 и 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 22 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ" и предписаний Правил обязаны создать условия для реализации военнослужащими этого своего права:
- провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово-экономического органов и юридической службы;
- должностные лица, осуществляющие процедуру увольнения военнослужащих с военной службы, обязаны разъяснить порядок реализации ими права на жилое помещение, предоставить им справки о планируемом сроке увольнения с военной службы, обеспечить возможность подачи ими заявления и документов для принятия на учет, а также вынесение решения на этот счет до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части;
- должностные лица структурного подразделения уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями (в данном случае - Управление) должны принять решение о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части либо до даты увольнения их с военной службы.
Необходимость выполнения этих задач, а также незначительный срок для их решения предполагает также наличие взаимодействия между должностными лицами органов военного управления.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции не выяснялись и в решении не оценивались. Между тем из материалов дела и установленных судом апелляционной инстанции данных следует, что надлежащие условия для реализации Марковым своего права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в период его увольнения со стороны должностных лиц не созданы.
Согласно утверждению заявителя в суде апелляционной инстанции, на протяжении всего процесса его увольнения с военной службы должностными лицами командования ему неоднократно разъяснялось, что он состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье. Данные заверения командования явились одной из причин дачи им согласия на увольнение с военной службы с оставлением в соответствующих списках.
При этом Маркову не предлагалось обратиться в Управление с новым заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, заявитель фактически введен в заблуждение относительно его нахождения на учете нуждающихся в постоянном жилье, что он также подтвердил в суде первой инстанции
Из изложенного следует, что утверждение Маркова при обращении в суд о том, что он полагал себя состоящим на жилищном учете также заслуживало внимания.
Кроме того, заявитель неоднократно обращался до исключения из списков личного состава воинской части в Управление в сентябре, октябре и ноябре 2013 года. Справку о планируемом сроке увольнения с военной службы ему не выдавали, о необходимости ее представления ни командование воинской части, ни должностные лица Управления не разъясняли.
В этот период Марков занимался сбором необходимых документов, в том числе по прежнему месту военной службы, и неоднократно пытался сдать их в Управление. Однако эти документы должностные лица уполномоченного органа у него не принимали, мотивируя свой отказ отсутствием справки Ханкалинской КЭЧ, которая, как это следует из материалов дела, имелась в его жилищном деле.
Указанные объяснения Маркова являются, в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами, которые должностными лицами, чьи действия и решения оспариваются, при их обязанности по доказыванию, предусмотренному ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, не опровергнуты и объективно подтверждаются сущностью оспариваемого решения должностного лица, ограничившегося лишь констатацией факта прекращения военно-служебных отношений, без проверки иных данных о праве Маркова на получение жилья.
В этой связи, сообщенные заявителем сведения, суд апелляционной инстанции признает достоверными и основывает на них свои выводы, признавая доказанным необоснованное создание препятствий Маркову должностными лицами Управления в разрешении вопроса постановки его на соответствующий учет при его увольнении с военной службы, поскольку отказ в приеме документов без принятия соответствующего решения последними, не позволило заявителю своевременно, то есть в период военной службы, решить вопрос о постановке его на жилищный учет, как это предписывает постановление Правительства РФ N 512 от 29 июня 2011 года.
Приведенные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о том, что со стороны командования и Управления не были созданы необходимые условия, при которых решение о принятии Маркова (отказе в принятии) на учет могло быть принято в период прохождения им военной службы.
Эти данные ошибочно не учитывались Управлением при принятии оспариваемого решения. В связи с чем отказ в принятии Маркова на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, лишь по причине утраты им статуса военнослужащего, не мог быть признан законным.
Таким образом, исходя из всей совокупности указанных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право заявителя на обеспечение жильём нарушено, а действия заинтересованного лица, принявшего решение об отказе в постановке Маркова на жилищный учёт, совершены не в соответствии с законом.
Противоречащее же этим выводам обжалованное судебное постановление подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 - 330 ГПК Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 мая 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Маркова Андрея Анатольевича удовлетворить.
Решение начальника ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ... от 25 марта 2014 года в части отказа Маркову А.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.
Обязать начальника ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Маркова А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.