Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 22 августа 2014 г. по делу N 33-349/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н., с участием представителя заявителя Яковенко А.А., представителя должностного лица Крылова К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 18 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащей войсковой части ... прапорщика Калиниченко Залины Федоровны об оспаривании решения жилищной комиссии и действий командира названной воинской части, утвердившего это решение.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., объяснения представителя Яковенко А.А., в поддержку доводов апелляционной жалобы и выступление представителя Крылова К.Н., полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением жилищной комиссии войсковой части ... от 6 мая 2014 года, утвержденным командиром этой же воинской части, Калиниченко отказано в постановке на жилищный учёт по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Мотивом принятого решения послужило то, что заявитель, подарив в 2008 году своей дочери 1/2 долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 54,2 кв.м., расположенную по адресу: город Н ... ул. Б ... д. ... , кв. ... , предоставленную ей по договору социального найма за счет фонда муниципального жилья и приватизированную ими в марте 2007 года, утратила основания для ее повторного жилищного обеспечения за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором она проходит военную службу.
Законность таких решений коллегиального органа и воинского должностного лица Калиниченко оспорила в судебном порядке.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 18 июня 2014 года в удовлетворении заявления Калиниченко отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшееся судебное постановление отменить и принять по делу новое, которым удовлетворить её требования.
В обоснование этого, излагая обстоятельства дела и анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", Калиниченко приводит доводы, совокупность которых сводится к суждению о том, что право военнослужащего на получение жилого помещения, либо денежных средств один раз, утрачивается лишь при условии, если ранее они выделены из федерального бюджета на нужды федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Поскольку на строительство указанной выше квартиры денежные средства из федерального бюджета не выделялись, а с момента добровольного ухудшения жилищных условий Калиниченко прошло более 5 лет, то она не реализовала свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив и проанализировав последние, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного постановления.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Из анализа положений ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации, иного органа, где законом предусмотрена военная служба жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключение из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено, что Калиниченко и ее дочь, в период прохождения военной службы заявителем, что подтверждает контрольный талон к ордеру, выданный Калининским районным советом г. Н ... от 28 марта 2001 года ), обеспечены двухкомнатной квартирой по установленным в городе Н ... нормам за счет фонда муниципального жилья.
22 марта 2007 года это жилое помещение приватизировано названными лицами в равных долях (договор N ... , ) и 12 июля того же года зарегистрировано в собственность (свидетельства о регистрации права ... и ... , соответственно, ), однако 11 июня 2008 года от своей доли жилой площади Калиниченко отказалась в пользу дочери по договору дарения ).
Таким образом, вопреки доводам апелляционного обращения, Калиниченко, проходившая военную службу с 1997 года и проживающая в упомянутом жилом помещении до 2010 года, была обеспечена жильем, в том числе и применительно к положениям ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку таковая не исключала и не исключает обеспечение военнослужащего муниципальным жильем.
Исходя из этого, заявитель ставит вопрос о повторном обеспечении жилой площадью, что, в соответствии с положениями названного выше Закона, не допустимо. При этом обеспечение ее ранее жильем не за счет Министерства обороны Российской Федерации, или иного органа, где законом предусмотрена военная служба, значения не имеет.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти в котором предусмотрена военная служба.
В силу изложенного доводы заявителя о наличии у нее права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи с истечением срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, являются несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции констатирует правильность оценки судом первой инстанции обстоятельств дела и примененных им положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений гражданского процессуального закона, влекущих безусловную отмену оспоренного судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. ст.199, 327-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 18 июня 2014 года, вынесенное по заявлению Калиниченко Залины Федоровны оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.