Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 02 сентября 2014 г. по делу N 33-361/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А., судей: Венедиктова С.В. и Шпакова С.П.,
при секретаре Лапатиной В.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... старшего прапорщика Аверина Евгения Викторовича об оспаривании действий должностного лица, связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях,
по частной жалобе начальника ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Черных З.П. на определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 года об оставлении без движения апелляционной жалобы на решение этого же суда от 21 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П., изложившего содержание определения и мотивы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
21 мая 2014 года решением Новосибирского гарнизонного военного суда требования Аверина удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, начальник ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел) подал апелляционную жалобу и ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины за её подачу на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Определением судьи гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 года в заявленном ходатайстве отказано, а апелляционная жалоба оставлена без движения.
В определении судья пришел к выводу, что Отдел не является государственным органом или органом местного самоуправления, поэтому его начальник не может быть освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения судьи в части указания в нём, как основания принятого судебного постановления, на отсутствие документа об оплате государственной пошлины.
В обоснование этого автор жалобы указывает, что Отдел не вправе самостоятельно выступать в суде, так как не является юридическим лицом и не обладает гражданской процессуальной правоспособностью.
Ссылается на Устав ФГКУ "Центррегионжилье", Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (МО РФ) и Положение об Отделе, а также на другие нормативные акты и судебную практику и полагает, что он, как руководитель территориального подразделения, входящего в структуру МО РФ, действует в государственных интересах и на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, окружной военный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 88 НК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ (в редакции ФЗ от 27 декабря 2009 года N374-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Как следует из положений статьи 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", отнесены к государственным органам.
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о МО РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16 августа 2004 года, данное министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. МО РФ, являясь органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства. МО РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В силу вышеизложенного, МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статьей 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Как следует из Устава ФГКУ "Центррегионжилье", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года, данное учреждение создано федеральным органом исполнительной власти - МО РФ, в состав министерства не входит, а находится в его ведомственном подчинении, является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием, лицевые счета, является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в суде.
Согласно Положению об Отделе, утвержденному приказом начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 10 июня 2011 года N37, учреждение является территориальным структурным подразделением ФГКУ "Центррегионжилье".
Анализ приведенных норм в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого спора позволяет прийти к выводу, что Отдел, не является государственным органом или органом местного самоуправления, а относится к государственному учреждению, которое, как и его руководитель не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.
Таким образом, апелляционная инстанция полагает обоснованным вынесение судьей определения без движения не только по причине отсутствия приложенных к апелляционной жалобе копий по числу лиц, участвующих в деле, что предусмотрено ст. 322 ГПК РФ, но и в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату государственной пошлины.
Определение судьи гарнизонного военного суда мотивировано и базируется на верном толковании норм действующего гражданско-процессуального законодательства и законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которыми уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере является обязательным условием подачи апелляционной жалобы, за исключением случаев, когда участвующие в деле лица подлежат освобождению от ее уплаты.
При этом доводы жалобы о сложившейся судебной практике освобождения от уплаты госпошлины Федеральных государственных казенных учреждений не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Что касается заявления автора жалобы о том, что Отдел не вправе выступать в суде самостоятельно, поскольку не является юридическим лицом и не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, то оно является несостоятельным, поскольку стороной по делу выступает должностное лицо в порядке главы 25 ГПК РФ.
Также не может поколебать правомерность принятого судебного постановления и представление в суд первой инстанции 12 августа 2014 года копий платежных поручений на 100 рубелей и 1900 рублей в подтверждение уплаты государственной пошлины, поскольку данные документы не представлялись с апелляционной жалобой до вынесения обжалуемого определения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения судьи гарнизонного военного суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 329 и 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 года об оставлении без движения апелляционной жалобы оставить без изменения, а частную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.