Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 23 сентября 2014 г. по делу N 33-365/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А.,
судей: Иванова В.В. и Шпакова С.П.,
при секретаре Лапатиной В.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника Иванова С.В. об оспаривании действий начальника Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, связанных с отказом в оформлении удостоверения ветерана боевых действий,
по апелляционным жалобам должностного лица и его представителя Косинова А.В. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года, которым требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад председателя судебного состава Захарова В.А., объяснения представителя заинтересованного лица Косинова А.В. в объеме апелляционных жалоб и заявителя Иванова С.В., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, подполковник Иванов проходит военную службу по контракту в Пограничном управлении ФСБ России по ...
В период с октября 1994 года по май 1996 года и с декабря 1996 года по июнь 1998 года он проходил военную службу на территории Республики Таджикистан и выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в связи с чем обратился в полномочный орган для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Решением начальника Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России Иванову было отказано в оформлении такого удостоверения.
Не согласившись с отказом, Иванов оспорил его в судебном порядке.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года требования заявителя удовлетворены, указанные действия должностного лица признаны неправомерными и на него возложена обязанность по организации в установленном порядке выдачи Иванову удостоверения ветерана боевых действий.
В апелляционных жалобах заинтересованное лицо и его представитель Косинов А.В. просят отменить данное решение и принять новое решение об отказе Иванову в удовлетворении его требований.
В обоснование своей позиции авторы жалоб указывают, что заявитель не представил соответствующих документов, на основании которых выдается удостоверение ветерана боевых действий, а представленные документы подтверждают лишь факт выполнения им в Республике Таджикистан задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта.
В возражениях на апелляционную жалобу должностного лица заявитель Иванов указывает, что решение является законным и обоснованным. Содержащиеся в жалобе доводы он считает не состоятельными и просит оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд находит их подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с октября 1994 года по май 1996 года и с декабря 1996 года по июнь 1998 года Иванов действительно проходил службу на территории Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта.
Удовлетворяя требования Иванова, суд первой инстанции, обосновывая его право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", сослался на имеющиеся в материалах дела архивные справки от 23 и 29 марта 2012 года о периодах прохождения им военной службы в Республике Таджикистан и архивной выписки из приказа командира воинской части о выполнении военнослужащими задач, в указанный период, в условиях чрезвычайного положения. Кроме того суд положил в основу решения письменные отзывы сослуживцев заявителя Б., М., Мш., П. и Т., а также показания свидетелей В. и Я., утверждавших, что в период службы в Республике Таджикистан Иванов принимал непосредственное участие в боевых действиях. Проанализировав эти доказательства, гарнизонный военный суд посчитал их приемлемыми и достаточными для принятия решения о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий.
Между тем, окружной военный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Приложением к этому Закону к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях в Республике Таджикистан в период в сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года (в редакции Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 307-ФЗ).
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В органах безопасности данный порядок установлен Инструкцией об организации в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года, утвержденной приказом Директора ФСБ России от 4 декабря 2008 года N 588.
Исходя из подпункта "в" пункта 5 этой Инструкции к подтверждающим документам относятся документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
В силу п. 2.1 указанной Инструкции подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, выписки из приказов, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, документы о наградах, справки компетентных органов и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N 181-О-О и др. определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя, закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что приобретение статуса ветерана боевых действий возможно только при условии соблюдения установленных требований, связанных, в том числе, с предоставлением соответствующих документов, однако по данному делу этого выполнено не было.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции о доказанности факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях, окружной военный суд приходит к выводу, что выполнение Ивановым задач по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся на территории Республики Таджикистан не дают ему оснований для приобретения статуса участника боевых действий, поскольку законодатель разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ Ивановым не представлено соответствующих документов, на основании которых выдается удостоверение ветерана боевых действий, а исследованные доказательства подтверждают лишь факт выполнения им в Республике Таджикистан задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела гарнизонным военным судом в применении норм материального и процессуального права, которая повлекла вынесение неправосудного судебного постановления, окружной военный суд считает необходимым отменить состоявшееся решение и принять новое решение об отказе Иванову в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Иванова Сергея Владимировича об оспаривании действий начальника Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, связанных с отказом в оформлении удостоверения ветерана боевых действий, отказать.
Председательствующий В.А. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.