СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 28 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Дворцовой Т.Н. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 мая 2014 года по иску Райляна Н.А. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" о перерасчете трудовой пенсии, которым постановлено:
В удовлетворении требований Райляна Н.А. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента 0.75, взыскании доплаты неполученной суммы трудовой пенсии с учетом индексации, отказать.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Райлян Н.А. обратился в суд с требованиями о возложении на Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республике Коми" обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с 15.09.2008г. В обоснование своих требований указал, что является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и полагает, что наличие у него 23 лет специального стажа, дает ему право на расчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0.75.
В судебном заседании истец, извещенный надлежащим образом, не участвовал.
Представитель истца, действующая на основании нотариальной удостоверенной доверенности, требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. С заявленными требованиями не согласился. В отзыве на иск указал, что назначение пенсии произведено истцу в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Судом установлено, Райлян Н.А. с 07.05.2003г. являлся получателем трудовой пенсии, назначенной в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 15.09.2008 г. произведен перерасчет пенсии по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно личному делу пенсионера, по состоянию на 01.01.2002 года Государственным учреждением "Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Воркуте Республики Коми" истцу исчислен следующий стаж работы для определения пенсионного капитала: общий трудовой стаж - 22 г. 05 мес. 2 дн.; специальный стаж на работах с вредными условиями труда по Списку N1 - 19 л. 01 мес. 26 дн.; специальный стаж работы в районах Крайнего Севера - 19 л. 04 мес. 14 дн.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 04.08.2008г. признано право Райлян Н.А. на расчет начального размера пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,64, исчисленного из продолжительности специального стажа по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, во исполнение указанного выше решения суда от 04.08.2008г. истцу определен начальный пенсионный капитал по п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ с применением вместо общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 01.01.2002 года - 19 лет 01 месяц 26 дней следующим образом: ...
Разрешая спор, суд первой инстанции не усматрел оснований для перерасчета пенсии, поскольку это приведет к уменьшению пенсионного обеспечения.
Оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Подпунктом 1 ппункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 утверждены Правила, которые устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 15 данных Правил установлено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регламентирован порядок оценки пенсионных прав.
В связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 30.1. Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г., определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался выше приведенными положениями нормативно- правовых актов и сделал обоснованный вывод о том, что оснований для исчисления специального стажа как 1 г. работы за 1 г. 3 м., как на том настаивал истец и его представитель, не имеется, так как указанный порядок расчета стажа применяется для определения права на трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона для тех работников, которые не выработали полный необходимый специальный стаж, и не применяется для определения размера стажевого коэффициента, понятие которого введено с 01.01.2002 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ статьей 30 Федерального закона понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. При этом в данной норме, предусматривающей порядок исчисления трудового стажа в целях оценки пенсионных прав, указаний на исчисление стажа в льготном порядке с применением п. 15 Правил, отсутствует.
Вывод суда о том, что расчетный размер пенсии не может быть исчислен с учетом стажевого коэффициента 0.75, также является верным.
В обоснование данных требований истец и его представитель ссылались на ранее действовавшие положения Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которым работникам, занятым на подземных и открытых горных работах пенсия устанавливается в размере 75 процентов заработка, что, по мнению истца, соответствует стажевому коэффициенту 0,75.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия устанавливается в размере 55 % заработка. Согласно ст.84 данного закона пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливается в размере 75 % заработка.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, данным законом, утратившим силу, устанавливался размер пенсии, исходя из размера заработной платы.
Вопреки этому, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц размер стажевого коэффициента, предусмотренного новым законодательством, рассчитывается исходя из продолжительности соответствующего стажа, и применяется для определения расчетного размера трудовой пенсии наряду с другими составными формулы, приведенной в п. 3ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ. Понятия "стажевый коэффициент" Закон РФ N 340-1 не предусматривал.
С учетом этого, каких-либо правовых оснований для соотношения 75% заработка к стажевому коэффициенту - 0,75, у суда не имелось. Следовательно, требование истца об установлении страховой части пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,75 (равному 75% среднемесячного заработка) неправомерно.
Исчислив пенсию по различным вариантам, в том числе с учетом законодательства, действовавшего до 01.01.2002 года, суд установил, что размер пенсии, исчисленный по варианту, предусмотренному пунктом 3 ст.30 Федерального закона, где сажевый коэффициент составляет 0,64, является более выгодным для истца.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о включении с 15.09.2008 г. в расчетный размер трудовой пенсии суммы валоризации.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Данные положения закона вступили в силу с 01.01.2010 г. (Федеральный закон 24.07.2009 N 213-ФЗ). Из разъяснений, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 01.01.2010 года с учетом суммы валоризации.
Установив, что пенсия истцу назначена и выплачивается в соответствии с действующим пенсионным законодательством, суд обоснованно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
Решение является законным и обоснованным,оснований для отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 мая 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Дворцовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.