СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании 31 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2014 года, по которому:
На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность включить Мезенцеву Ю.В. в список ... которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с 4 сентября 2013 года.
На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Мезенцевой Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее ... кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя истца Гафнер В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мезенцева Ю.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о включении в список ... которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания.
В судебном заседании истец и ее представитель Гафнер В.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Игнатов Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истец была выявлена в качестве ... по месту проживания ее родителей в г. ... , где за нею было закреплено жилое помещение, затем проживала у опекуна Р. в с. ... , в связи с чем отсутствуют основания для постановки ее на учет в г. Сыктывкаре.
Третьи лица Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по Сыктывдинскому району и Управление опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, а также с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Установлено, что Мезенцева Ю.В., "Дата обезличена" года рождения, уроженка г. ... , является лицом из числа ...
Ребенок был передан на воспитание опекуну Р. До лишения Мезенцева В.Н. и Мезенцевой Н.В. родительских прав истец проживала с ними по адресу: "Адрес обезличен" , а позднее - с бабушкой Ш. и тетей Р. . в ...
Постановлением главы администрации Сыктывдинского района от "Дата обезличена" N ... Р. назначена опекуном над несовершеннолетней Мезенцевой Ю.В.
14.09.2007 опека над Мезенцевой Ю.В. снята в связи с отсутствием взаимопонимания между опекуном и опекаемой. Истец поставлена на полное государственное обеспечение в ГОУ СПО ...
С 01.09.2007 по 03.07.2008 Мезенцева Ю.В. обучалась в ГПОУ " ... ", где находилась на полном государственном обеспечении. Затем с 01.09.2008 по 30.06.2012 - в ГАОУ СПО Республики Коми " ... ", где также находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время Мезенцева Ю.В. с 01.09.2013 проходит обучение в ГОУ ВО " ... ", и продолжает находиться на полном государственном обеспечении. Недвижимого имущества для временного размещения студентов в период их обучения на балансе Академии нет.
После лишения родителей Мезенцевой Ю.В. родительских прав за нею постановлением главы Администрации г. Печоры от "Дата обезличена" N ... закреплено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен"
Заключением межведомственной комиссии от "Дата обезличена" N 27, назначенной распоряжением Администрации МО МР "Печора", жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.
Из материалов дела также следует, что какого-либо жилья Мезенцева Ю.В. ни на праве собственности, а также на ином праве, для постоянного проживания ни на территории г. ... ни на территории ... Республики Коми, не имеет.
С 26.02.1998 по 04.10.2007 Мезенцева Ю.В. была зарегистрирована по адресу: "Адрес обезличен" . Снята с регистрации в связи с заселением в общежитие по адресу: "Адрес обезличен" (общежитие ГПОУ " ... "). Как пояснила в судебном заседании свидетель Р. истец после окончания 9 класса перед поступлением в колледж жила в квартире по адресу: "Адрес обезличен" откуда потом переселилась в общежитие.
Затем истец проживала в общежитии ГАОУ СПО Республики Коми " ... " по адресу: "Адрес обезличен"
В настоящий момент истец зарегистрирована по адресу: "Адрес обезличен" , где кроме нее зарегистрировано еще 144 человека. Из объяснения истца в судебном заседании следует, что данная регистрация произведена формально в целях оформления документов для предоставления ребенку места в детском воспитательном учреждении. Для проживания она снимает квартиру, в которой не оформлена регистрация.
04.09.2013 Мезенцева Ю.В. обратилась в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении ее в льготные списки ... и ее нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
Администрацией МО ГО "Сыктывкар" 25.09.2013 сообщено истцу о том, что решить вопрос о включении ее в льготные списки для получения жилья не представляется возможным в связи с отсутствием оснований для получения жилья в г. Сыктывкаре.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона и установив, что Мезенцева Ю.В. обратилась впервые с заявлением в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о включении ее в список ... в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 04.09.2013 до достижения возраста 23 лет, то есть своевременно заявила о своем праве на обеспечение жильем как лица из числа ... до настоящего времени данное право ею не утрачено, суд обоснованно удовлетворил требования истца, возложив на Администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность включить истицу в список ... которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с даты первоначального обращения с заявлением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица должна быть обеспечена жильем по месту выявления в качестве ... - на территории МО МР " ... ", где за ней закреплено жилое помещение, либо по месту жительства опекуна - на территории МО МР " ... ", не являются основанием для отмены решения суда.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Материалами дела установлено, что жилое помещение в г. ... в предусмотренном законом порядке признано непригодным для проживания. С 2007 года с семьей опекуна истец не проживает. С указанного времени фактически проживает на территории г.Сыктывкара, где была зарегистрирована по месту жительства и имеет регистрацию в настоящее время, обучалась в учебных заведениях и находилась на полном государственном обеспечении, получает пособие по уходу за малолетним ребенком в ГБУ Республики Коми "ЦСЗН г. Сыктывкара". 04.09.2013 Мезенцева Ю.В. обратилась в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении ее в льготные списки ... , для получения жилья.
С учетом изложенного, суд правильно сделал вывод о том, что местом жительства истицы является г. Сыктывкар, и правомерно возложил на орган местного самоуправления по данному месту жительства обязанность по обеспечению ее жильем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения Мезенцевой Ю.В. будет означать нарушение прав и законных интересов граждан, вставших на учет ранее даты ее постановки на учет, не соответствуют требованиям закона.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Как было установлено, истец имеет право на включение в список ... , нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Однако данных о том, что Мезенцева Ю.В. обеспечена государством жилым помещением в порядке реализации права, согласно статье 8 Федерального закона N159-ФЗ, материалы дела не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.