СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 4 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Колесниковой Е.А. по доверенности Налимовой Т.Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2014 года, по которому
исковые требования Колесниковой Е.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о признании решения "Номер обезличен" от 25 сентября 2013г. об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 28.02.2000г. в качестве стажа работы в связи с лечебной деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 августа 2013 года оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Колесниковой Е.А., ее представителя Налимовой Т.Ю., представителя ответчика Курилиной Н.А., представителей третьих лиц Горнухина А.А., Люшненко Ф.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о признании решения "Номер обезличен" от 25 сентября 2013г. об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 28.02.2000г. в качестве стажа работы в связи с лечебной деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 августа 2013 года.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился.
Представитель ГБУЗ РК "РМИАЦ", привлеченный судом в качестве третьего лица, требования истца оставил на усмотрение суда.
Представитель Министерства Здравоохранения Республики Коми, привлеченный судом в качестве третьего лица, поддержал заявленные требования истца.
Суд принял указанное выше решение, на которое представителем истца подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения, как принятого с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно абзацу третьему пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 01.11.1999г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 названного постановления, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 01.11.1999г. согласно списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, устанавливалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, право на льготное пенсионное обеспечение имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (приложение к Приказу Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995г. N 35 и Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. N 377) к врачебному персоналу относятся врачи-специалисты, в том числе врач-акушер-гинеколог.
Согласно номенклатуре учреждений здравоохранения (приложение 3 приказа Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995г. N 35) к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения особого типа относится бюро медицинской статистики.
Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года N 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, где поименовано бюро медицинской статистики как лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения особого типа.
Из материалов дела следует, что 22.08.2013 года Колесникова Е.А. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по подпункту 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ-УПФ РФ в г.Сыктывкаре от 25.09.2013 года "Номер обезличен" Колесниковой Е.А. установлен стаж работы в связи с лечебной деятельностью 28 лет 4 месяца 17 дней, в назначении пенсии отказано в виду отсутствия требуемого стажа работы. В стаж в связи с лечебной деятельностью не включены, в том числе спорные периоды работы истицы с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 28.02.2000г. в должности "главный акушер-гинеколог в Республиканском бюро медицинской статистики Минздрава Республики Коми".
В соответствии с примерным Положением о республиканском (областном, краевом, окружном, городском) бюро медицинской статистики, утвержденным Минздравом РФ 28.07.1998г., Бюро медицинской статистики являлось учреждением здравоохранения особого типа.
В штатных расписаниях Республиканского бюро медицинской статистики за 1997-1999 годы Колесникова Е.А. числится главным акушер-гинекологом. Указанная должность относилась к административно-управленческому персоналу (АУП).
Приказом Минздрава Республики Коми N 212-р от 27.11.1998г. было утверждено Положение о главном специалисте Минздрава Республики Коми и список главных специалистов, среди которых перечислена истица как главный акушер-гинеколог.
В соответствии с указанным Положением, на должность главного специалиста Минздрава Республики Коми назначается врач-лечебник, имеющий высшее медицинское образование, высшую или первую квалификационную категорию по профилю службы, практический опыт работы по специальности не менее 10 лет. В должностные обязанности главного специалиста входило, кроме организационно-контрольных функций, и осуществление лечебно-диагностической работы, для чего главный специалист должен консультировать больных по направлению Минздрава РК, местных органов и учреждений здравоохранения, отдельных специалистов, принимать окончательные решения по ведению больных в сложных случаях; осуществлять выезды для оказания помощи органам и учреждениям здравоохранения на местах; обеспечивать оказание практической помощи больным на местах в сложных случаях по линии санавиации; оказывать консультативную помощь специалистам при их обращении по выработке тактики ведения больных; рецензировать медицинские документы.
Из представленных медицинских карт стационарных больных следует, что Колесникова Е.А. осуществляла выезды для оказания помощи в учреждения здравоохранения, где проводила консультации больных, принимала решения по ведению больных, оказывала практическую помощь по лечению больных на местах.
Допрошенные в качестве свидетелей Б. ., Л. и Я. суду пояснили, что Колесникова Е.А., работая главным акушер-гинекологом, консультировала всех тяжелых больных по всем районам, иногда она выполняла просто функции акушера-гинеколога, участвовала в операциях, проводила осмотр пациентов. Выезда осуществлялись не реже 1 раза в месяц, но были и чаще выезды.
Приказом Минздрава Республики Коми от 3 марта 2000 года в штатное расписание Республиканского бюро медицинской статистики внесены изменения, должность главного акушер-гинеколога исключена.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Принимая во внимание, выполняемые истицей должностные обязанности в период работы в Республиканском бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Республики Коми и с учетом действовавшего в спорный период Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, судебная коллегия считает, что спорный период работы истицы до 1 ноября 1999 года должен быть включен в стаж для назначения досрочной пенсии в календарном исчислении, поскольку в указанной период истица осуществляла работу по охране здоровья населения в лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения особого типа.
При этом тот факт, что должность, занимаемая истицей в спорный период, относилась к административно-управленческому персоналу, не может являться основанием для отказа во включении спорного периода в стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии.
Из смысла положений Федерального закона РФ от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что индивидуальный персонифицированный учет необходим для облегчения процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж.
Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.
Спорный период работы истицы с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2000 года не может быть включен в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку в действующем в указанный период Списке N 1066 от 22 сентября 1999 года должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в разделе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Бюро медицинской статистики не предусмотрено.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась 22 августа 2013 года.
С учетом определенного ГУ УПФР в г. Сыктывкаре стажа работы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии на указанную дату - 28 лет 4 месяца 17 дней и периодов работы, включенных судебной коллегией (с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 31.10.1999г.), необходимый стаж составит более 30 лет, в связи, с чем истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с 22 августа 2013 года.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2014 года отменить в части отказа Колесниковой Е.А. в удовлетворении исковых требований к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о признании решения "Номер обезличен" от 25 сентября 2013 г. об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 31.10.1999г. в качестве стажа работы в связи с лечебной деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 августа 2013 года.
Принять в указанной части новое решение, по которому:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми "Номер обезличен" от 25 сентября 2013 г. об отказе в назначении пенсии незаконным.
Возложить обязанность на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми включить в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии, Колесниковой Е.А. периоды работы с 27.11.1997г. по 30.11.1998г. и с 02.03.1999г. по 31.10.1999г. в календарном исчислении.
Возложить обязанность на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми назначить Колесниковой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 августа 2013 года.
Решение Сыктывкарского городского суда от 30 мая 2014 года об отказе во включении в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периода работы с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2000 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.