СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Тепляковой Е.Л.,
судей Ауловой Т.С., Пристром И.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 15 сентября 2014 года дело по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения ... ", действующего в интересах Агентства ... , администрации муниципального района " ... " на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 05 июня 2014 года с учетом определения от 08 августа 2014года об исправлении описки, по которому на администрацию муниципального района " ... " возложена обязанность предоставить К благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 (один) человек, не менее 33 квадратных метра общей площади, находящееся на территории муниципального образования муниципального района " ... ".
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., заключение прокурора ... , полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. ... обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах ... к администрации муниципального района "Вуктыл" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории МО МР " ... ".
В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований настаивал.
К требования прокурора поддержала.
Представитель администрации МР " ... " в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал.
Представитель Агентства ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ ... " ... ", действующее в интересах Агентства ... , не согласно с решением суда, в связи с существенным нарушением норм материального права.
Администрация МР " ... " также не согласна с решением суда, просит его отменить в связи с тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению.
ГБУ ... " ... " ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Истец, администрация МР " ... Агентство ... по социальному развитию, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, не явились.
Прокурор представил возражения на апелляционные жалобы.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора ... , полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что на основании договора N ... от "Дата обезличена" года "О передаче детей на воспитание в приемную семью" К ., ... г.р. передана на воспитание в приемную семью, в связи с тем, что ее родители ... лишены родительских прав решением ...
Постановлением N ... от "Дата обезличена" года "О закреплении помещения за несовершеннолетним" главы администрации пос. ... с подчиненными ему территориями МО " ... " за К . закреплено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" .
Согласно Постановления N ... от "Дата обезличена" года "О списании муниципального имущества" администрации МР " ... " Комитету по управлению имуществом МР " ... " разрешено списать в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатацией жилой дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен" .
В период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года К обучалась в МБОУ СОШ с. ...
Из справки исх.N ... от "Дата обезличена" года администрации СП " ... " следует, что в "Адрес обезличен" проживают: ...
В настоящее время К проживает по адресу: с "Адрес обезличен" в квартире, принадлежащей Х ., правом собственности на какие-либо жилые помещения не обладает.
Согласно Постановления N 12/1365 от 12 декабря 2013 года "О включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений" администрации МР " ... " К ., ... г.р. включена в вышеуказанный список.
Вместе с тем на момент рассмотрения дела жилое помещение К не предоставлено.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно исходил из вывода о том, что К имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее пригодного для проживания жилья.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приведен перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным. К числу таких обстоятельств, в частности, относится проживание в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания или не отвечающих установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года N104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года N104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не установлен.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Суд, установив, что К включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не имеет пригодного для проживания жилого помещения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Размер площади предоставляемого истцу жилого помещения суд правильно определил из расчета 33 кв.м.
Доводы апелляционных жалоб о незаконности решения суда в этой части не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Коми "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" от 04 июля 2006 года N 54-РЗ, истец имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11 июля 2011 года, однако данное право не было реализовано Кокиной Д.А. по не зависящим от нее причинам. Таким образом, истец в период прежнего правового регулирования имела право на предоставление жилого помещения по установленной на тот момент норме. Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Таким образом, администрация муниципального района "Вуктыл" обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Доводы жалоб о наличии списка очередности на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть принятыми во внимание, поскольку право на получение указанными лицами жилой площади не зависит от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района " ... " о том, что субвенции за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда в адрес администрации не поступали, не влияет на законность оспариваемого решения.
Приведенными выше нормами закона декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Кроме того, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные нормы закона и должны исполняться органами местного самоуправления.
Соглашаясь с доводами ГБУ " ... " о том, что в мотивировочной части решения суд сослался на нормы материального права, часть из которых утратила силу на момент разрешения спора, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по существу решения суда по указанным основаниям, приведя в настоящем определении нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения ... " ... ", действующего в интересах Агентства ... , администрации муниципального района " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.