Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,
при секретаре Кердан Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория"
Филиппова Николая Васильевича по его жалобе на решение судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 10 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Волгоградского областного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 10 января 2012 года директор ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" Филиппов Н.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Поданная Филипповым Н.В. в Центральный районный суд г.Волгограда жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.
В жалобе в областной суд Филиппов Н.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав защитников Бубнову А.Д., Лушину О.К., Аликову Г.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Волгоградского областного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям Почивалову А.Ю., просившую жалобу отклонить, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене.
В ч.1 ст.10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст.8 Закону РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.(ч.1)
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.(ч.2)
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям от 16 декабря 2011года N 3434-р старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям 23 декабря 2011года в 11 ч. 35 мин. в ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области ветеринарии с целью исполнения поручения Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от 14 декабря 2011 года N1-828-2011 по факту заболевания африканской чумой свиней среди диких кабанов на территории государственного охотничьего заказника регионального значения "Лещевскнй" и на о. Сарпинский.
В соответствии с актом проверки N14-13/1-3434-р от 23 декабря 2011 года в деятельности директора ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" Филиппова Н.В. были выявлены нарушения ветеринарного законодательства.
Согласно разделу 3, п.3.4, пп.3.4.5 СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности", утвержденных Госкомсанэиднадзора России 23.08.1995 N 14, при транспортировании ПБА I - IV групп в целях исключения всех видов осмотра и контроля нарочному должна быть выдана справка.
В нарушение вышеуказанных требований директор Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" Филиппов Н.В., как должностное лицо, не обеспечил контроль по сопровождению справкой (Приложение 5.6 к СП 1.2.036-95) в целях исключения всех видов досмотра и контроля при транспортировке патогенных биологических агентов полученных от диких кабанов направленных: в количестве одной пробы с сопроводительной от 16.11.2011г. N590 в ГНУ ВНИИВВиМ г.Покров; в количестве 7 проб с сопроводительной от 24.11.2011г. N641 в ГНУ ВНИИВВиМ г.Покров; в количестве 13 проб от 01.12.2011г. N647. в ГНУ ВНИИВВиМ г.Покров.
Согласно п.2.3, п.п. 2.3.5, Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1285-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом 12.03.2003, "Безопасность работы с микроорганизмами I- II групп патогенности (опасности)", помещения лаборатории разделяют на "заразную"
зону, где осуществляют манипуляции с ПБА и их хранение, и "чистую" зону, где не проводят работы с ПБА и их хранение.
Планировочные решения и размещение оборудования должны обеспечивать поточность продвижения 1БА и выполнение требований настоящих санитарных правил.
Согласно п.п.2.3.6. СП 1.3.1285-03 в "чистой" зоне лабораторий располагают: гардероб для верхней одежды; помещения для проведения подготовительных работ (препараторская, моечная, приготовление и разлив питательных сред и др.); помещение для стерилизации питательных сред и. лабораторной посуды стерилизационная); помещение с холодильной камерой или холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов; комнаты для работы с документами и литературой; комната отдыха; кабинет заведующего; подсобные помещения; туалет. В "заразной" зоне не располагают: блок для работы с инфицированными животными, состоящий из комнаты для приема, разборки и первичной обработки поступающего материала, комнаты для работы с этим материалом (заражение, вскрытие, посев), комнаты для содержания зараженных животных, комнаты для обеззараживания инвентаря (клетки, садки и др.); блок для работы с инфицированными животными должен быть отделен от остальной части "заразной" зоны комнатами для надевания и снятия защитной одежды; боксированные помещения для проведения микробиологических исследований; комнаты, оснащенные боксами биологической безопасности, для проведения микробиологических исследований; комнаты для проведения серологических исследований; комната для люминесцентной микроскопии; комната для проведения зооэнтомологических работ; помещения для ПЦР-диагностики; автоклавная для обеззараживания материала; термостатная (термальная) комната; комната для ведения записей в рабочих журналах; туалет.
В ходе проведенной проверки было установлено, что руководством ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория не обеспечено исключение пересечения потоков из "чистой" и "грязной" зон в автоклавной лаборатории бактериологических исследований ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория".
По факту выявленных нарушений постановлением начальника Волгоградского областного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 10 января 2012 года директор ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" Филиппов Н.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 10 февраля 2012 года указанное постановление оставлено без изменения.
При этом суд первой инстанции не учёл следующего.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Согласно п.1 названного Положения Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В вину директора ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" Филиппова Н.В. вменяется нарушение Санитарных правил СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности", утвержденных Госкомсанэиднадзора России 23.08.1995 N 14, где надзор за выполнением требований настоящих Правил осуществляют органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации:
- Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации - в Противочумном центре Госкомсанэпиднадзора России;
- Противочумный центр - в организациях, выполняющих работу с ПБА I группы - на территории России;
- Противочумные учреждения Госкомсанэпиднадзора России (противочумный центр, противочумные станции, научно-исследовательские противочумные институты) - в центрах Госсанэпиднадзора, выполняющих работы с ПБА II группы патогенности на прикрепленной территории;
- Центры Госсанэпиднадзора - в организациях, выполняющих работы с ПБА II - IV групп - на обслуживаемой территории;
и Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.1285-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 12.03.2003, "Безопасность работы с микроорганизмами I- II групп патогенности (опасности)", где контроль за соблюдением настоящих санитарных правил по биологической безопасности осуществляют органы и учреждения государственной санитарной службы:
- Противочумный центр Минздрава России - в организациях, выполняющих работу с ПБА I группы, на территории Российской Федерации;
- противочумные учреждения (Противочумный центр, противочумные станции, научно-исследовательские противочумные институты) - в центрах госсанэпиднадзора, выполняющих работы с ПБА II группы, в прикрепленных субъектах Российской Федерации;
- центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации - в организациях, выполняющих работы с ПБА II группы на обслуживаемой территории.
Из изложенного следует, что Россельхознадзор не наделён полномочиями по проверке соблюдения названных Санитарных правил СП 1.2.036-95 и Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1285-03.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1) Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч.2)
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене с прекращением производства по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 10 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ Волгоградской области "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория"
Филиппова Николая Васильевича отменить, а производство по настоящему делу - прекратить.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Л.А. Павлова
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.