ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. по делу N 3-47/2012
в составе председательствующего судьи Кубасова И. Г.
при секретаре Булдаковой С. В.
с участием прокурора Елансковой Л. Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2012 года гражданское дело по заявлению главы Зензеватского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",
УСТАНОВИЛ:
Глава Зензеватского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Зензеватское сельское поселение":
1). имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов площадью 1,5 га с инвентарным номером 0010110030, расположенной в с. Зензеватка Ольховского района Волгоградской области (п.1 раздела XIII приложения N 3);
2). имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населённых пунктов поселения, а именно: резервуара для воды с инвентарным номером 0010103004, расположенного в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (п.4 раздела II приложения N 3); канализации с инвентарным номером 0010103012, расположенной в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (п.12 раздела II приложения N 3); наружного водопровода с инвентарным номером 0010103014, расположенного в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (п.14 раздела II приложения N 3); наружного водопровода с инвентарным номером 0010103015, расположенного в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (п.15 раздела II приложения N 3).
В обоснование требований заявитель указал, что указанные объекты имущества не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Переданная в собственность Зензеватского сельского поселения "площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов" площадью 1, 5 га фактически не существует, поскольку на её месте находится "свалка".
Кроме того, переданные в собственность сельского поселения канализация и наружный водопровод фактически отсутствуют. Стоимость резервуара для воды явно завышена, поскольку выяснилось, что он не достроен и представляет собой вырытый в земле котлован размером 10х10 м, частично укреплённый железобетонными плитами и не имеющий подведенных к нему коммуникаций.
С учетом изложенных обстоятельств заявителем приведены доводы о том, что передача из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность Зензеватского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебное заседание заявитель, представители администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, Ольховской районной Думы Волгоградской области и Сельского Совета депутатов Зензеватского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей названных органов обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителей указанных заинтересованных лиц.
Представитель Волгоградской областной Думы Хабарова Е.В., действующая на основании доверенности, требования заявителя в части передачи в собственность сельского поселения площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов признала, просила суд в удовлетворении остальной части требований отказать, сославшись на то, что переданные в собственность Зензеватского сельского поселения резервуар для воды, канализация и наружный водопровод на момент принятия оспариваемой части Закона Волгоградской области были в наличии, поскольку до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования названных спорных объектов имущества между муниципальными образованиями Ольховский муниципальный район и Зензеватское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошли в том числе резервуар для воды, канализация и наружный водопровод, был согласован между муниципальными образованиями. Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Положениями п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность нахождения в собственности поселений имущества, предназначенного для водоснабжения населения и водоотведения.
Таким образом, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения является не правом, а обязанностью местного самоуправления поселения.
Представитель Правительства Волгоградской области Сучков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привёл доводы аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л. Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными в части, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", N 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 N 1610-ОД.
Статьей 1 Закона области N 1319-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение N 3 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Зензеватского сельского поселения.
Согласно пункту 1 раздела XIII приложения N 3 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Зензеватского сельского поселения передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поименованное как: площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов площадью 1,5 га с инвентарным номером 0010110030, расположенная в с. Зензеватка Ольховского района Волгоградской области.
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанного объекта в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебном заседании стороны фактически не оспаривали того факта, что объект, переданный Зензеватскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов", является отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Зензеватского сельского поселения и фактически выполняет функции свалки. находится за пределами села Зензеватка. Отходы, размещенные на свалке, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Указанные обстоятельства, помимо доводов заявления, подтверждаются представленными в суд фотоматериалами (л.д. 28-31).
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданная Зензеватскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадка для временного хранения бытовых отходов" по своему функциональному назначению является свалкой.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названного объекта в муниципальную собственность Зензеватского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объект недвижимости, поименованный в оспариваемом Законе области как "площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовалась Ольховским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названная площадка используется длительное время в качестве свалки, опровергнуты не были.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов муниципальному образованию Зензеватское сельское поселение от последнего каких-либо возражений не поступало, существенного правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемая норма Закона области действовала в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, доводы заявителя о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 4, 12, 14 и 15 графы II приложения N 3 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" суд находит необоснованными, а требования главы Зензеватского сельского поселения в указанной части - не подлежащими удовлетворению.
Так, в соответствии с разделом II приложения N 3 к Закону Волгоградской области N 1319-ОД в собственность Зензеватского сельского поселения было передано имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населённых пунктов поселения, а именно: резервуар для воды с инвентарным номером 0010103004, расположенный в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (пункт 4); канализация с инвентарным номером 0010103012, расположенная в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (пункт 12); наружний водопровод с инвентарным номером 0010103014, расположенный в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (пункт 14); наружний водопровод с инвентарным номером 0010103015, расположенный в селе Зензеватка, Ольховского района Волгоградской области по ул. Привокзальной (пункт 15).
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из пункта 1 части 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 1 части 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. К организации водоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
При таких обстоятельствах передача в собственность сельского поселения выше поименованного имущества не противоречит требованиям федерального законодательства.
Доводы заявителя о том, что указанное имущество при принятии оспариваемого в части закона фактически отсутствовало и не было передано в натуре сельскому поселению, Волгоградский областной суд находит голословными и не подтвержденными какими-либо доказательствами.
Факт наличия указанных объектов подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из реестра муниципальной собственности.
Согласно указанному письменному доказательству, сомневаться в достоверности которого у суда нет оснований, на территории Зензеватского сельского поселения, в том числе, имеются: канализация с инвентарным номером 0010103012, введённая в эксплуатацию в 2001 году с остаточной балансовой стоимостью на 16.05.2012 г. в 122400 руб. (л.д. 10); 2 объекта "наружний водопровод" с инвентарными номерами 0000000110109161 и 0000000110109160. В эксплуатации оба с 2001 года, полная стоимость на момент передачи составляла соответственно 22000 рублей и 135000 рублей; резервуар для воды с инвентарным номером 0000000110109141, находящийся в эксплуатации с 2001 года с остаточной стоимостью в 1086 200 руб. (л.д. 11).
Факт полного износа объектов поименованных в качестве "наружного водопровода" и частичный износ объекта "резервуар для воды", а также доводы заявителя о чрезмерном увеличении балансовой стоимости указанного объекта какого-либо правового значения по рассматриваемым требованиям об оспаривании в части нормативного правового акта уровня субъекта Российской Федерации не имеют, поскольку не свидетельствуют о противоречии названного акта требованиям федерального или иного, имеющего большую юридическую силу, законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление главы Зензеватского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела XIII приложения N 3 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
В удовлетворении требований заявителя о признании не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению пунктов 4, 12, 14 и 15 графы II приложения N 3 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - отказать.
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Судья И.Г.КУБАСОВ
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.