ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
г. Волгоград Дело N 3-67/2012
РЕШЕНИЕ
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Кубасова И.Г.
при секретаре Якуниной А. О.
с участием прокурора Елансковой Л. Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2012 года гражданское дело по заявлению главы Гончаровского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 04.12.2006 N 1347-ОД (ред. от 12.05.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",
УСТАНОВИЛ:
глава Гончаровского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 04.12.2006 N 1347-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Палласовского муниципального района в собственность Гончаровского сельского поселения имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильник, указанный в пункте 2 раздела XII приложения N 3 к оспариваемому Закону области.
В обоснование требований заявитель указал, что переданный в собственность сельского поселения скотомогильник является имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Передача из муниципальной собственности Палласовского муниципального района в собственность Гончаровского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Заявитель в письменном заявлении просил дело рассмотреть дела в своё отсутствие.
Представители Администрации Палласовского муниципального района и Палласовской районной Думы о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представители Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области направили в суд письменные возражения с просьбой о рассмотрении дела в своё отсутствие. В обоснование доводов об отказе в удовлетворении заявленных требований указали на то, что 12 июля 2012 года постановлением Волгоградской областной Думы N 69/2869 был принят Закон Волгоградской области "О внесении изменений в законодательные акты Волгоградской области в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности". Названным Законом, в частности, были внесены изменения в оспариваемый в настоящем деле Закон области в части исключения из него всех объектов "скотомогильник". Закон передан для подписания Губернатору Волгоградской области. Таким образом, по мнению представителей заинтересованных лиц, в настоящее время нарушение законодательства, на которое ссылается заявитель, устранено.
С учетом характера заявленных требований по делу, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей заявителя и заинтересованных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л. Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 4.12.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 1347-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", N 229, 8.12.2006 (спецвыпуск 6) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 12.05.2012 N 50-ОД.
Статьей 1 Закона области N 1347-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Палласовского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение N 3 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Палласовского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Палласовского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Палласовским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Гончаровского сельского поселения.
Согласно пункту 2 раздела XII приложения N 3 к Закону Волгоградской области от 21 ноября 2006 года N 1347-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Гончаровского сельского поселения передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, поименованное как скотомогильник, инвентарный номер 1011510049, расположенный в пос. Золотари, Палласовского района Волгоградской области.
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанного объекта в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, судом установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о принятии Волгоградской областной Думой Закона области, устранившего имеющиеся противоречия оспариваемого Закона области требованиям федерального законодательства, существенного правового значения не имеют, поскольку принятый представительным органом Волгоградской области Закон о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт к настоящему времени в законную силу не вступил. Таким образом, ссылку представителей заинтересованных лиц на удовлетворение в добровольном порядке заявленных требований суд находит несостоятельной.
При разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых положений Закона области требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в оговоренной части недействующим.
С учетом того, что оспариваемые нормы Закона области действовали в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых пунктов нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление главы Гончаровского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 04.12.2006 N 1347-ОД (ред. от 12.05.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 раздела XII "Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения" приложения N 3 "Перечня объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Палласовского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Палласовского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Палласовским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Гончаровского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области" к Закону Волгоградской области от 04.12.2006 N 1347-ОД (ред. от 12.05.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца через Волгоградский областной суд.
Судья
Волгоградского областного суда подпись И.Г. Кубасов
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.