судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Серышевой Н.И. и Балашовой И.Б.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Серафимовичского района Волгоградской области в интересах Пономаревой Марии Акаевны к Администрации Клетско-Почтовского сельского поселения " О признании Распоряжения главы администрации Клетско- Почтовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 23.03. 2012 г. N 88 "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении" незаконным и постановке на учет в качестве нуждающейся Пономаревой М.А.
по апелляционной жалобе представителя администрации Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области Илларионовой Т.П., по апелляционной жалобе представителя Комитета по строительству администрации Волгоградской области Александрова А.М.
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 01 августа 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать Распоряжение Главы Клетско -Почтовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 23.03.2012 года N 8 "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Пономаревой М.А." незаконным.
Обязать администрацию Клетско-Почтовского сельского поселения поставить Пономареву Марию Акаевну, проживающую по адресу: х. Клетско-Почтовский Серафимовичского района, Волгоградской области, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 23.03. 2012 года.
Взыскать с Администрации Клетско-Почтовского сельского поселения госпошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Серафимовичского района обратился в суд к Администрации Клетско-Почтовского сельского поселения "О признании Распоряжения главы администрации Клетско- Почтовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 23.03. 2012 г. N88 "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении" незаконным и постановке на учет в качестве нуждающейся Пономаревой М.А.
В обоснование требований указал, что 21.02.2012 в администрацию Клетско-Почтовского сельского поселения поступило заявление Пономарева Д.А. (представителя по доверенности Пономаревой М.А.) о постановке Пономаревой М.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании составленного акта обследования жилищных условий Пономаревой М.А. от 21.03.2012 администрацией сельского поселения вынесено заключение от 23.03.2012, согласно которого последняя не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N188-ФЗ по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий.
При рассмотрении заявления Пономаревой М.А. о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией Клетско-Почтовского сельского поселения были допущены неединичные нарушения действующего законодательства.
Пономарева М.А. является вдовой участника Великой Отечественной Войны Пономарева Василия Ефимовича.
В нарушение требований жилищного законодательства, в принятом администрацией Клетско-Почтовского сельского поселения решении отсутствует соответствующая ссылка на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.
Помимо этого, в распоряжении Главы администрации Клетско-Почтовского сельского поселения имеется лишь ссылка на ст. 53 Жилищного кодекса РФ, как основание для отказа в постановке на учет.
В то же время, ссылка ответчика на статью 53 Жилищного кодекса РФ как на основание для отказа в постановке Пономаревой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконной.
Просил признать Распоряжение Главы Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 23.03.2012 года N 8 "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Пономаревой М.А." незаконным;
- обязать администрацию Клетско-Почтовского сельского поселения поставить Пономареву Марию Акаевну, проживающего по адресу: х. Клетско-Почтовский Серафимовичского района, Волгоградской области, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;
- судебные расходы возложить на ответчика.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах представитель администрации Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области Илларионова Т.П., представитель Комитета по строительству администрации Волгоградской области Александров А.М. оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ N714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).
Как разъяснено в положениях пп. "а", "б" п. 11, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Пономарева М.А. является вдовой участника Великой отечественной Войны, Пономарева Василия Ефимовича, что подтверждается Удостоверением N 156727, копией военного билета и не оспаривается сторонами.
На основании договора купли - продажи от 16.07.2010 года Пономарева М.А. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенный в х. Ендовский Серафимовичского района Волгоградской области за " ... " руб.
Согласно справке N 1090 от 14.12.2011 г., выданной директором Серафимовичского филиала ВОГУП "Волгоградоблтехинвентаризация", принадлежащее ранее Пономаревой М.А. жилое помещение имело следующие санитарно-технические условия: отопление - форсунка в печи, горячее и холодное водоснабжение отсутствует, вентиляция - естественная, электроэнергия - открытая электропроводка, жилая площадь 14, 0 кв.м.
Пономарева М.А. находится в преклонном возрасте, ей исполнилось 80 лет, согласно справки серия МСЭ -2011 N2201391 и выписки из амбулаторной карты N 1357 от 25.07.2012 г. она является инвалидом 1 группы " ... " , нуждается в постороннем уходе, в связи с чем, Пономарева М.А. была вынуждена продать непригодное для проживания жилое помещение, без удобств, расположенное в отдаленном хуторе, за небольшое денежное вознаграждение.
За Пономаревой М.А., согласно выписки из Серафимовичского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 24 января 2012 г. жилая площадь в собственности не числится
В настоящее время Пономарева М.А. проживает на основании договора найма в домовладении своего зятя Пономарева А.И. в составе семьи из 5 человек, включая малолетнюю правнучку Пономареву М.Д.
21.02.2012 г. в администрацию Клетско-Почтовского сельского поселения поступило заявление Пономарева Д.А., представителя по доверенности Пономаревой М.А. о постановке Пономаревой М.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно Акта обследования жилищных условий от 21 марта 2012 г. и договора найма жилого помещения от 01.12. 2011 г., заключенного между Пономаревым А.И. и Пономаревой М.А., следует, что Пономарева М.А. является нанимателем жилого помещения принадлежащего Пономареву А.И. на праве собственности.
На основании акта обследования жилищных условий Пономаревой М.А,. от 21.03.2012г., проведенной комиссией, органом по учету граждан нуждающихся в жилых помещениях, администрацией Клетско-Почтовского сельского поселения было вынесено заключение от 23.03.2012 г., согласно которого Пономарева М.А. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий.
В соответствии с вынесенным заключением, главой Клетско-Почтовского сельского поселения издано распоряжение за N 8 от 23.03.2012 г. "Об отказе в постановке Пономаревой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении" согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Указанные обстоятельства подтверждены установленными судом первой инстанции доказательствами.
Дело, рассматриваемое судом, возникло из публично-правовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в рассматриваемом деле решение вопроса о том имели ли место умышленность и недобросовестность действий Пономаревой М.А. и является ли это препятствием для признания её нуждающейся в жилом помещении, как проживающей в условиях, не пригодных для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Пономарева М.А. не имеет в собственности своего жилья, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи собственника жилого помещения, доказательств намеренного ухудшения Пономаревой М.А. условий проживания не доказано, изменение места жительства вызвано жизненной необходимостью, а не намерением ухудшить жилищные условия, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, указанные в жалобе администрации Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области, судебная коллегия не может принять как основание для отмены решения, поскольку содержат указания на несогласие с оценкой представленных в суд доказательств и правовой оценкой установленных обстоятельств, изменять которую судебная коллегия оснований не находит.
По мнению судебной коллегии не могут служить основанием для отмены решения и доводы жалобы Комитета по строительству Администрации Волгоградской области.
Так, судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о том, что решением суда разрешен вопрос о правах и обязанностях апеллянта, не привлеченного к участию в деле, поскольку таких выводов ни мотивировочная, ни резолютивная часть решения суда не содержат.
Наличие же определенных полномочий в сфере предоставления жилых помещений определенным категориям граждан, к числу которых относится Пономарева М.А., также не дает оснований считать наличие процессуальной заинтересованности в рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, исходя из разъяснений п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с положениями части 1 статьи 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:
соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;
соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления.
В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Принимая во внимание, администрация Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области не является структурным подразделением Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, и его правопреемника - Министерства строительства и ЖКХ Волгоградской области, оснований для привлечения их к участию в деле в качестве заинтересованного лица не имелось.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям части 3 статьи 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, а также что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
Принимая во внимание, что обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о правах и обязанностях Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, и его правопреемника - Министерства строительства и ЖКХ Волгоградской области, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ считает необходимым оставить апелляционную жалобу Комитета по строительству Администрации Волгоградской области без рассмотрения по существу
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 01 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Клетско-Почтовского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области Илларионовой Т.П. оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу представителя Комитета по строительству администрации Волгоградской области Александрова А.М. - оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.