Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.
судей Зацепина Е.М. и Мокрушиной В.П.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации Локтевского района Алтайского края на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 11 июня 2014 года по делу заявлению прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента издания подпунктов 1.4-1.4.17 пункта 1 приложения к решению районного Совета депутатов Локтевского района от 25.10.2013 N72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Локтевского района Алтайского края обратился в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента издания подпункты 1.4-1.4.17 пункта 1 приложения к решению районного Совета депутатов Локтевского района от 25.10.2013 N72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Данный принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей муниципального органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Правительство Российской Федерации установило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок федеральными законами (коэффициент К не должен превышать 0,6% от кадастровой стоимости этих земельных участков (с учетом также применения коэффициента К1), что в процентном отношении составляет 0,006%).
Между тем, анализируемое решение N 72 от 25.10.2013 в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,102 для Устьянского сельсовета; в размере 0,0106 для Николаевского сельсовета; в размере 0,0098 для Александровского сельсовета; в размере 0,0091 для Ремовского сельсовета; в размере 0,009 для Покровского сельсовета; в размере 0,008 для Успенского и Кировского сельсоветов; в размере 0,0078 для Георгиевского сельсовета; в размере 0,0077 для Второкаменского сельсовета; в размере 0,0076 для Самарского сельсовета; в размере 0,0073 для Локтевского сельсовета; в размере 0,0072 для Гилевского сельсовета; в размере 0,0069 для Ермошихинского и Масальского сельсоветов; в размере 0,0063 для Новенского сельсовета Постановлению N582 превышает размер арендной платы, превышающий предусмотренный Постановлением N582.
Также проверкой установлено, что экономическое и правовое обоснование анализируемого решения по установлению коэффициентов К определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует.
Согласно п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Действующим законодательством не определены порядок и условия установления вышеуказанных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю.
Вместе с тем, размер данных коэффициентов не может быть установлен произвольно, без какого-либо экономического обоснования, так как это противоречило бы основным принципам права. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении 11.05.2004 N209-0
Устанавливая различные коэффициенты за земельные участки одного типа в границах муниципального образования Локтевский район законодатель допустил выборочные изменения прав в отношении пользователей земельных участков указанной категории.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 11 июня 2014 года признаны противоречащими Постановлениям Правительства РФ от 16.07.2009 N582 и от 26.02.2010 N96 и недействующими подпункты 1.4-1.4.17 пункта 1 приложения к оспариваемому решению с момента его принятия. Постановлено сообщение о данном решении опубликовать в средстве массовой информации - газете "К новым рубежам" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация Локтевского района Алтайского края просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда о том, что коэффициент К (с учетом применения К1) не может быть выше, чем предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, являются неправомерными. В формуле, установленной п.2.2 Положения, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края N7603, заложен удельный показатель кадастровой стоимости участка, при расчете которого уже учитывалась доходность земли, а именно, рентный доход, обусловленный плодородием земельного участка; рентный доход, обусловленный технологическими свойствами земельного участка; рентный доход, обусловленный местоположением земельного участка (Приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 N 145 (ред. от 08.07.2011) "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения"). Выводы суда о том, что необходимо проведение дополнительного экономического обоснования данных коэффициентов также являются неправомерными, поскольку удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в среднем по муниципальным образованиям и видам угодий утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ, который также утверждает удельный показатель и кадастровую стоимость каждого земельного участка по результатам проведения Государственной кадастровой оценки земель (ГКОЗ). В Алтайском крае ГКОЗ была проведена в 2012 году, её результаты утверждены постановлением Администрации Алтайского края от26.10.2012 N578. Коэффициенты К и К1 не имеют отношения к доходности земельного участка, но являются составляющими экономической обоснованности арендной платы. Принципа предельной ставки арендной платы Правительство РФ не устанавливало, Постановлении N582 касается арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ. Государственная неразграниченная собственность к таковой не относится. Устанавливать предел в 0,6 % в отношении арендной платы всех земель сельскохозяйственного назначения является неправильным. Установленный оспариваемым актом расчет размера арендной платы не свидетельствует об ухудшении экономического состояния арендаторов, устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенном использовании, и с учетом категории арендаторов (занимающихся растениеводством или животноводством и т.д.). Ссылка на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N209-О несостоятельна, поскольку в нем идет речь об установлении ставок земельного налога, при чем в отношении земель населенных пунктов (в городах). Принятое решение противоречит позиции, изложенной во многих судебных актах. Признание оспариваемого акта недействующим с момента его принятия неправомерно, противоречит положениям ст.253 ГПК РФ, согласно которым такое решение вступает в силу по правилам ст.209 этого же Кодекса.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, выслушав прокурора Т.Я.В. о законности судебного акта, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения (далее - Положение).В соответствии с пунктом 2.3. Положения размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв. м; KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб. /кв. м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Таким образом, оспариваемое решение принято представительным органом Локтевского района Алтайского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения экономического состояния лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с подп. "в" п.3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582, арендная плата в отношении участка, предоставляемого для сельскохозяйственного использования, устанавливается в размере 0,6% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, при установлении размеров коэффициента К представительный орган должен учитывать, что итоговый годовой размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые для сельскохозяйственного использования, с учетом применения коэффициента К не должен превышать 0,6% от кадастровой стоимости этих земельных участков.
Подпунктами 1.4-1.4.17 пункта 1 Приложения к решению районного Совета депутатов Локтевского района от 25.10.2013 N72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлен коэффициент К для вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения "пашня" в следующих размерах:
0,0098 для Александровского сельсовета; 0,0077 для Второкаменского сельсовета; 0,0078 для Георгиевского сельсовета; 0,0072 для Гилевского сельсовета; 0,0069 для Ермошихинского сельсовета; 0,0058 для Золотухинского сельсовета; 0,008 для Кировского сельсовета; 0,0073 для Локтевского сельсовета; 0,0069 для Масальского сельсовета; 0,0106 для Николаевского сельсовета; 0,0063 для Новенского сельсовета; 0,0051 для Новомихайловского сельсовета; 0,009 для Покровского сельсовета; 0,0091 для Ремовского сельсовета; 0,0076 для Самарского сельсовета; 0,008 для Успенского сельсовета; 0,102 для Устьянского сельсовета.
Решение опубликовано в газете "К новым рубежам" 24 декабря 2013 года и вступило в силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, годовой размер арендной платы по договорам аренды за использование под пашню земель сельскохозяйственного назначения для всех сельсоветов, за исключением Золотухинского и Новомихайловского, с учетом оспариваемых коэффициентов составляет более максимального размера арендной платы, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582.
Кроме того, устанавливая в оспариваемом решении коэффициент К законодательный орган не привел экономического обоснования установления того или иного размера коэффициента, что не оспаривалось представителями заинтересованных лиц.
Таким образом, при принятии оспариваемых норм Локтевский районный Совет депутатов не выполнил требования Постановления Правительства РФ от 16.07. 2009 N582 об определении арендной платы при аренде земельных участков исходя из принципа экономической обоснованности, а также установил коэффициенты, при которых годовой размер арендной платы по договорам аренды за земли, используемые под пашню, на территории 15 сельсоветов Локтевского района составляет более максимального размера арендной платы, установленного названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного имелись правовые основания для удовлетворения требований прокурора о признании оспариваемых правовых ном недействующими.
Доводы апелляционной жалобы о несостоятельности выводов суда о том, что коэффициент К не может быть выше, чем предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном применении закона.
Ссылка на то, что поскольку при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков учитывалась доходность земли, что суд необоснованно сослался на необходимость дополнительного экономического обоснования установленных оспариваемым решением коэффициентов, подлежит отклонению, как не основанные на законе. Кроме того, если исходить из позиции апеллятора о том, что все требуемые для определения арендной платы показатели уже учитывались при определении размера кадастровой стоимости земельных участков, то тем более необъяснимо установление столь дифференцированных показателей коэффициента К (от значения 0,0051 до 0,102) для поселений одного и того же муниципального образования.
Указание в жалобе на то, что коэффициенты К и К1 не имеют отношения к доходности земельного участка, но являются составляющими экономической обоснованности арендной платы, не свидетельствует о незаконности судебного акта, а напротив подтверждает содержащиеся в нем выводы относительно необходимости экономического обоснования установления таких коэффициентов.
Что касается не согласия заинтересованного лица с моментом признания нормативного акта недействующим, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Между тем данное требование судом не выполнено, поскольку, признавая правовой акт недействующим в части, суд не привел мотивов, по которым он пришел к выводу о признании акта недействующим с момента его принятия.
Учитывая, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт вступил в силу с 01 января 2014 года и применялся на территории Локтевского района Алтайского края, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного Совета депутатов Локтевского района от 25.10.2013 N72 в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, резолютивная часть решения суда должна содержать только указание на признание нормативного правового акта недействующим полностью или в части и время, с которого он признается недействующим. Между тем, резолютивная часть обжалуемого решения содержит также указание на правовые акты, противоречие которым усмотрено судом, что противоречит положениям вышеприведенной нормы.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению путем указания на признании оспариваемых норм недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Локтевского районного суда Алтайского края от 11 июня 2014 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
заявление прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить в части.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 1.4 - 1.4.17 пункта 1 приложения к решению районного Совета депутатов Локтевского района Алтайского края от 25.10.2013 N72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.