Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
Блинова В.А.
судей
Белодеденко И.Г., Зубиловой Е.В.
при секретаре
Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 07 апреля 2014 года по делу по иску В.И.А. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о признании проживания на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Зубиловой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.И.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании ее проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма и признании за ней право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она на основании договора найма служебного жилого помещения от 14 мая 2005 г. N *** , занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес" . Данное жилое помещение находится в военном городке в г. Алейске, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала.
Ссылаясь на статью 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истец указывает, что обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче ей в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании договора. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" 16 декабря 2013 г. поступило письмо N *** , согласно которому спорная квартира была предоставлена на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, оснований для удовлетворения ее заявления не имеется.
02 декабря 2013 года в адрес В.И.А. поступил ответ ФГКУ "Сибирское ТУИО", согласно которому заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как жилое помещение является служебным.
Полагает, что занимаемое ею жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 07 апреля 2014 года исковые требования В.И.А. удовлетворены. Признано проживание В.И.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма. Признано за В.И.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
В апелляционных жалобах ответчики ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционных жалоб ссылаются на то, что истцом не указано ни одного основания, чтобы считать договор найма служебного жилого помещения N *** от 14 мая 2005 г. договором социального найма. Заключенный договор содержит все характерные признаки договора найма служебного (специализированного) жилого помещения, особенно в части пользования жилым помещением. Договор является срочным и заключен с истцом на время трудовых отношений. Кроме того действие договора определено и на момент подачи иска он был недействительным, в связи с окончанием срока действия. Договор не продлевался, не перезаключался, в связи с чем, полагают, что юридической силы не имеет. Ссылаясь на приказ Министра обороны Российской Федерации N 80, статью 101 Жилищного кодекса РСФСР, считают, что проживание в спорном жилом помещении на основании договора служебного найма не может приравниваться к условиям проживания на условиях социального найма, так как договор социального найма заключается без установления его действия.
Ссылаясь на положения статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ответчики указывают, что служебные помещения приватизации не подлежат. Решение о включении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении их из указанного фонда принимает Министерство обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно указаниям министра обороны Российской Федерации исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет основанные функции: принимает решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Решение вопроса по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилой фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключение из него принимают федеральные органы исполнительной власти.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца В.И.А. - А.Д.В. просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчик ФГКУ "Центррегионжилье" жалобы поддерживает, просит их удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель истца В.И.А. - А.Д.В. просил в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалоб в соответствии с требованиями статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за В.И.А. право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о предоставлении истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным и соответствующим действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (часть 1 статьи 4 Закона).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14 мая 2005 г. между 63 квартирно-эксплуатационной частью и В.И.А. . заключен договор найма служебного жилого помещения N *** , согласно которому наймодатель предоставляет в возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , относящееся к государственной собственности, В.И.А. на состав семьи из двух человек ( В.И.А. ., ее дочь - В.Я.А. .), которое будет использоваться для их проживания.
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) с 24 мая 2005 г. В.И.А. с дочерью В.Я.А. зарегистрированы и проживают в спорной квартире. В.И.А. также является ответственным квартиросъемщиком. На имя В.И.А. открыт лицевой счет, что подтверждается выпиской из лицевого счета, представленной в материалы дела.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13 октября 1997 года, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, которым утверждены "Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду". Данными Правилами предусмотрено после принятия решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений направить его в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Между тем, ответчиками ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что на момент решения вопроса о предоставлении истцу спорного жилого помещения принималось решение о признании спорной квартиры служебной.
Напротив из архивной справки N *** от 28 октября 2013 г. архивного отдела администрации г. Алейска Алтайского края следует, что в документах архивного фонда администрации г. Алейска "Постановления главы Администрации города" за 2005 год постановлением главы Администрации города от 22 февраля 2005 года N *** "адрес" включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от 10 февраля 2005 года N *** (так в документе). Постановлением администрации города от 24 марта 2005 года N *** постановление Администрации города от 22 февраля 2005 года N *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.
Аналогичные сведения содержатся и в ответе ФГКУ "Центррегионжилье".
Более того, из ответа на запрос суда апелляционной инстанции ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" от 27.08.2014 следует, что сведения об отнесении вышеуказанного жилого помещения к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации в ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что доказательств предоставления истцу служебной квартиры ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, судебная коллегия соглашается с выводом суда о предоставлении истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма.
Согласно справке выданной Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Алейска, в реестре объектов муниципальной собственности г. Алейска жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , отсутствует.
Из справки N *** от 15 января 2013 года, выданной ТУ Росимущества в Алтайском крае, видно, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , находится на праве оперативного управления Алейской КЭЧ и является собственностью Российской Федерации.
В настоящее время деятельность Алейской КЭЧ как юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации". Правопреемником Алейской КЭЧ является ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу передачи ей в собственность занимаемого жилого помещения с приложением всех необходимых документов, однако в удовлетворении данного заявления было отказано.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы ответчиков, установив, что истец ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, и не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность Вахрушевой И.А. не имеется, в связи с чем на законных основаниях признал за ней право собственности на спорное жилое помещение.
Ответчиками, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований, в связи с чем, у суда отсутствовали основания к отказу в иске.
Ссылки жалоб на то, что служебные помещения приватизации не подлежат; решение о включении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении их из указанного фонда принимает Министерство обороны Российской Федерации, а также что согласно указаниям министра обороны Российской Федерации исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено, являются несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат сведения о том, что компетентным органом принималось решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда по существу разрешенного спора не опровергают, в связи с чем, признаются несостоятельными.
Таким образом, доводы жалоб по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 07 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.