Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Белодеденко И.Г., Соболевой С.Л.,
при секретаре Петровой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ЖСК "Демократ" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 июня 2014 года
по делу по иску Хлыстова К. Н. к ЖСК "Демократ" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хлыстов К.Н. является собственником квартиры "адрес" .
Управление и обслуживание указанным многоквартирным домом осуществляет ЖСК "Демократ".
Хлыстов К.Н. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие ЖСК "Демократ" по недоведению до него (истца) как потребителя обязательной информации, установленной пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, за период с ДД.ММ.ГГ ; возложить на ЖСК "Демократ" обязанность совершить действия по доведению до него как потребителя обязательной информации, установленной пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в платежном документе на оплату коммунальных услуг; взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., а также возместить судебные расходы по оплате юридических услуг.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что действующее законодательство предусматривает обязанность исполнителя принимать показания индивидуального прибора учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений (по телефону, через Интернет и т.д. О сроках и порядке снятия и передачи показания индивидуального прибора учета исполнитель обязан уведомлять потребителя не реже одного раза в квартал путем указания соответствующей информации в платежных документах. Однако в нарушение требований пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах в период с ДД.ММ.ГГ года ответчик не довел до него (истца) как потребителя обязательную информацию о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Действиями ЖСК "Демократ", выразившимися в непредоставлении достоверной информации, ему причинен моральный вред, который он оценивает в "данные изъяты" руб.
В ходе судебного разбирательства ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что настоящее дело не относиться к категории дела о защите прав потребителей, при этом не отрицал факт отсутствия в платежных документах информации, предусмотренной пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным бездействие ЖСК "Демократ" по недоведению до потребителя Хлыстова К.Н. информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ . На ЖСК "Демократ" возложена обязанность совершать действия по доведению информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. С ЖСК "Демократ" в пользу Хлыстова К.Н. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" руб. С ЖСК "Демократ" в пользу Хлыстова К.Н. взыскана сумма судебных расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. С ЖСК "Демократ" в доход бюджета муниципального образования " "адрес" " Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик ЖСК "Демократ" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что информация, предоставление которой предусмотрено пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, не относится к информации об исполнителе и об оказываемых им услугах, в связи с чем доводы истца о нарушении его права на информацию являются необоснованными; предъявленное Хлыстовым К.Н. исковое заявление не относится к категории дел о защите прав потребителей, соответственно, на стадии принятия исковое заявление подлежало оставлению без движения в связи с неуплатой государственной пошлины; не подлежало удовлетворению требование истца о взыскании судебных расходов, так как в материалах дела отсутствует договор оказания юридических услуг.
В письменных возражениях представитель истца просит оставить принятое по делу решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Разрешая спор и установив факт нарушения ответчиком требований подп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для принудительной (судебной) защиты прав иска как потребителя.
Судебная коллегия с такими выводами суда не может согласиться по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) на исполнителя возложена обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 12 Закона предусмотрено, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
В статье 15 Закона закреплено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм следует, что установленный факт нарушения прав потребителя, является обязательным условием для вынесения решения об удовлетворении исковых требований, что согласуется с общими положениями ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающими судебную защиту только нарушенных гражданских прав.
При этом бремя доказывания нарушения своих прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Обратившись в суд с настоящим иском, Хлыстов К.Н. ссылался на причинение ему нравственных страданий в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в непредоставлении достоверной информации, предусмотренной подп. "з" п. 31 Правил.
Удовлетворяя требования истца, в том числе в части взыскания денежной компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиком прав истца, выразившегося в несоблюдении требований подп. "з" п. 31 Правил.
Действительно, в силу подп. "з" п. 31 Правил исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем при отсутствии доказательств наступления для истца неблагоприятных последствий вследствие отсутствия в платежных документах информации, на которую он ссылается в иске, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.
В данном случае истцом не доказано, что указанные в исковом заявлении обстоятельства повлекли нарушение его прав или создали для него новые обязательства.
Как следует из материалов дела, направленные истцу платежные документы содержат достаточно информации для того, чтобы проверить правильность и обоснованность начислений платы за оказанные услуги. Доказательств обращения истца с заявлениями о даче разъяснений по платежным документам, о возникновении препятствий исполнения обязанности по оплате оказанных услуг не представлено.
Кроме этого заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что информация, предоставление которой предусмотрено пп. "з" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, не относится к информации об исполнителе и об оказываемых им услугах, поскольку кроме прав и обязанностей потребителя и исполнителя относительно информации о предоставляемой услуге Правила содержат также порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Информирование потребителя услуги в платежном документе о сроках, порядке снятия и передачи сведений о показаниях прибора учета исполнителю не может расцениваться как гарантированная законодателем информация об услуге. Указанная информация вносится в платежный документ не как информация о предоставляемой услуге, а с целью обеспечения порядка внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, поэтому сама по себе не может нарушать права потребителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт нарушения прав истца в результате действий (бездействия) ответчика не доказан, решение суда об удовлетворении исковых требований подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ЖСК "Демократ" удовлетворить.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 июня 2014 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.