Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Рудь Е.П., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 06 мая 2014 года по делу
по иску Г.А.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.А.С. обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации указывая на то, что на основании ордера номер *** от 16 июня 2000 года, выданного Войсковой частью *** он занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес" .
Данное жилое помещение находится в военном городке города Алейска, который до издания распоряжения Правительства РФ номер *** от 11 октября 2011 года считался закрытым.
В приватизации жилых помещений он ранее не участвовал.
По вопросу о приватизации жилого помещения он обратился с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", в ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые документы.
Из ФГКУ "Центррегионжилье" на его заявление поступило письмо от 03 февраля 2014 года номер *** , согласно которому уполномоченным органом МО РФ по вопросам жилищного обеспечения ВС РФ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Кроме того, по имеющимся в ФГКУ "Центррегионжилье" сведениям квартира по адресу: "адрес" включена в специализированный жилищный фонд МО РФ на основании решения Сибирского КЭУ от 09 июля 2006 года номер ***
Вместе с тем, по указанным основанием считает жилое помещение предоставленным по договору социального найма. Кроме того, договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался, о принятом решении его в известность никто не ставил. Пункт 25 решения Сибирского КЭУ от 09 июля 2006 года номер *** принят в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" а не касающегося спорного жилого помещения.
Из ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступило письмо, датированное 17 января 2014 года номер *** , согласно которому заключить с ним договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
Полагает данный отказ необоснованным, поскольку ФГКУ "Сибирское ТУИО" является государственным учреждением, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд.
Просит признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" .
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 06 мая 2014 года за Г.А.С. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИМ" Минобороны России просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов жалобы указано, что жилое помещение было предоставлено Г.А.С. как военнослужащему из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей, то есть было предоставлено в качестве служебного. Спорное жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ. Исключение военного городка из числа закрытых не влечет изменение статуса жилого помещения как служебного.
ФГКУ "Сибирское ТУИМ" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан и совершению иных действий, связанных с приватизацией жилого фонда; владеет имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом с согласия собственника. Жилищный фонд Вооруженных сил РФ является собственностью Российской Федерации. Правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, осуществляет Министерство обороны РФ. "Сибирскому ТУИМ" полномочия по передаче в собственность гражданам жилых помещений не делегированы.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих (служебным или постоянным по избранному месту жительства). Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Минобороны России, не является обязанностью Минобороны России.
В ходе апелляционного рассмотрения истец возражал против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ст.47 действовавшего до 01.03.2005 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (ст.51 ЖК РСФСР).
Согласно Постановлению Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей" военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
В соответствии со ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести указанные жилые помещения в собственность.
Согласно ст.6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона).
В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, истец Г.А.С. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной в военном городке города Алейска Алтайского края по "адрес" , что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от 10 декабря 2013 года.
Спорная квартира предоставлена истцу Г.А.С. на основании ордера *** от 16 июня 2000 года на состав семьи из одного человека.
В этом ордере не указано, что Г.А.С. предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Как следует из выписки из лицевого счета от 20 января 2014 года и выписки из поквартирной карточки от 10 декабря 2013 года нанимателем "адрес" является Г.А.С. , лицевой счет открыт на его имя.
По сообщению Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от 24 июля 2013 года номер *** в документах Архивного фонда исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за 1973 - октябрь 1991 года, Администрации города Алейска "Постановления главы Администрации города" за ноябрь 1991 - 2005 годы сведения о включении квартиры "адрес" в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона отсутствуют.
Согласно справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края от 10 декабря 2013 года номер *** в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , отсутствует.
Из ответа на запрос суда ФГКУ "Центррегионжилье" следует, что сведений об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилому фонду МО РФ не имеется.
Ответчиками же при рассмотрении дела не были представлены доказательства, документы, подтверждающие статус спорного жилого помещения как служебного, основания его предоставления истцу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у данного жилого помещения статуса служебного и фактическом наличии с истцом жилищных правоотношений по договору социального найма относительно предоставленного спорного жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что независимо от соблюдения установленного порядка присвоения статуса "служебного" жилого помещения, оно таковым является в силу того, что истец являлся военнослужащим, основаны на неверном толковании закона.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года номер 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года номер 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ Алтайский край исключен.
Согласно справке N *** от 15 января 2013 года ТУ Росимущества в Алтайском крае жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" , включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной части.
Из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г.Чите, внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации номер *** от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейской КЭЧ передано, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ принято имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес" .
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года N 422-р.
Таким образом, не являются основанием к отмене решения и доводы жалоб о том, что МО РФ и ФГКУ "СТУИО" являются ненадлежащими ответчиками, у которых нет полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку согласно имеющейся в материалах дела информации, спорное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Из заявления на передачу в собственность квартиры в многоквартирном доме, усматривается, что Г.А.С. изъявил желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение.
По сообщению ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ от 18 апреля 2014 года номер *** по состоянию на 18 апреля 2014 года сведения на получение государственного жилищного сертификата Г.А.С. ФГКУ "Центррегионжилье" не формировало, ГЖС истцу не выдавало.
Поскольку в деле имеются сведения о том, что истец не участвовал в приватизации жилья ранее, оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" судом правомерно не установлено, исковые требования удовлетворены правомерно.
Учитывая вышеизложенное, каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 06 мая 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Луханина О.В. Дело N 33-7276-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
10 сентября 2014 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Рудь Е.П., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 06 мая 2014 года по делу
по иску Г.А.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 06 мая 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.