Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Милова И. А. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ
по делу по заявлению Милова И. А. о признании незаконным бездействия заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края Гричанова С.Н. , определении ответственности заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края Гричанова С.Н. за бездействие, взыскании судебных издержек.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Милов И.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края Гричанова С.Н. , выразившееся в неосуществлении по обращению заявителя от ДД.ММ.ГГ года, надзора, предусмотренного п.10 ст. 161, ч. 2 ст. 20 ЖК Российской Федерации за соблюдением ООО "УКЖХ "адрес" " срока раскрытия информации, предусмотренного Стандартом раскрытия информации; определить ответственность заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края Гричанова С.Н. за бездействие, приведшее к нарушению прав и свобод заявителя; взыскать с Государственной инспекции Алтайского края в пользу Милова И.А. судебные издержки, связанные с участием специалиста в проведении консультаций и подготовке документов в суд *** рублей.
В обоснование заявления Милов И.А. указал на то, является собственником квартиры в многоквартирном доме, который обслуживает управляющая организация - ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства "адрес" ". ДД.ММ.ГГ заявитель обратился с письменным запросом в управляющую организацию ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района города Барнаула" о предоставлении информации ДД.ММ.ГГ по управлению многоквартирным домом, в котором просил предоставить информацию в форме надлежаще заверенных письменных копий документов. В письменном запросе заявитель указал, что копии документов получит лично. Запрос заявителем подан ДД.ММ.ГГ года, двадцать дней истекли ДД.ММ.ГГ года. ДД.ММ.ГГ был выходной день. ДД.ММ.ГГ запрошенная информация управляющей компанией заявителю представлена не была. В доказательство факта невыдачи заявителю запрошенной информации, им написана жалоба в книгу жалоб ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района города Барнаула". Заявитель полагает, что нарушены его права на получение запрошенной информации, в установленные законодательством сроки. ДД.ММ.ГГ заявитель обратился в Государственную инспекцию Алтайского края с заявлением в электронном виде о принятии мер по защите нарушенных прав гражданина. Заместитель руководителя государственной инспекции Алтайского края Гричанов С.Н. в официальном ответе от ДД.ММ.ГГ года, признав, что затребованные документы получены заявителем ДД.ММ.ГГ года, отказал в принятии мер реагирования по защите нарушенных прав и свобод заявителя.
Повторным письмом от ДД.ММ.ГГ заместитель руководителя инспекции С.Н. Гричанов подтвердил свой отказ в принятии мер реагирования по защите нарушенных прав и свобод заявителя.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 2 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что вывод суда первой инстанции об осуществлении надзора, предусмотренного п.10 ст.161, п.2 ст.20 ЖК РФ за деятельностью ООО Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района г.Барнаула" заместителем руководителя государственной инспекции Алтайского края Гричановым С.Н. в форме проверки является бездоказательным. Прокурором Индустриального района г.Барнаула, в связи с установленными нарушениями Стандарта раскрытия информации, ДД.ММ.ГГ внесено представление Генеральному директору Управляющей организации. Управляющая организация не оспорило названное представление и признало факт нарушения срока раскрытия информации. Данные обстоятельства судом не отражены в мотивировочной части решения и не учтены при вынесении решения.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя Милова И.А. , поддержавшего жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ заявитель - собственник квартиры в письменной форме обратился в ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района города Барнаула" с целью получения информации по управлению многоквартирным домом *** по "адрес" за ДД.ММ.ГГ .
В силу п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 17 вышеназванного Стандарта, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п. 21 Стандарта).
Согласно п. 21(1) Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется товариществом и кооперативом лично потребителю по адресу фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива в течение 20 дней со дня поступления письменного запроса.
Учитывая, что заявитель обратился ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района города Барнаула" с заявлением о предоставлении информации за ДД.ММ.ГГ по управлению многоквартирным домом *** по Павловскому тракту в городе Барнауле - ДД.ММ.ГГ , соответственно последний день 20-дневного срока для исполнения запроса - ДД.ММ.ГГ (так как ДД.ММ.ГГ - выходной день).
Заявитель обратился в ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства "адрес" " за получением запрошенных документов ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минут. Не получив запрошенные документы, ДД.ММ.ГГ написал заявление в управляющую компанию, в котором указал, что ДД.ММ.ГГ при личном обращении в управляющую компанию за получением указанных в заявлении документов, их копий не получил, так как копии не были изготовлены.
Письменный ответ с приложением документов, запрошенных заявителем в управляющей компании, подготовлен ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства "адрес" " в *** часов *** минуты ДД.ММ.ГГ (л.д.41-43).
В адрес заявителя управляющей компанией направлено письмо, в котором указано, что при личном обращении ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минут за получением ответа на письменное обращение от ДД.ММ.ГГ , заявителю было пояснено, что ответ с пакетом документов готовится и будет подготовлен к концу рабочего времени ДД.ММ.ГГ . Ответ с пакетом документов с приложением на *** л. был готов ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минуты (л.д.36).Запрошенные документы заявитель в управляющей компании получил лично ДД.ММ.ГГ , о чем свидетельствует его запись в ответе на запрос (л.д.43).
Заявитель, полагая, что управляющей компанией нарушены его права на получение информации, установленной Стандартом раскрытия информации в установленный срок, обратился к руководителю Государственной инспекции Алтайского края с заявлением, в котором просил провести проверку и принять меры административного воздействия к ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства "адрес" " (л.д. 8).
На основании приказа инспекции от ДД.ММ.ГГ в отношении ООО "УКЖХ "адрес" " Государственной инспекцией Алтайского края проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д. 39-40, 49). Из данного акта следует, что в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГ в адрес ООО "УКЖХ "адрес" " поступило заявление Милова И.А. о предоставлении ряда информации. При личном обращении заявителя ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минут в управляющую компанию за получением ответа было пояснено, что ответ с пакетом документов готовится и будет подготовлен к концу рабочего времени ДД.ММ.ГГ . Ответ с пакетом документов с приложением в *** л. был готов ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минуты. Нарушений в действиях управляющей компании не выявлено.
ДД.ММ.ГГ Государственной инспекцией Алтайского края в адрес заявителя направлен ответ на его обращение, в котором заявителю сообщено, что поскольку заявитель был лично уведомлен о том, что запрошенная им информация будет готова к концу рабочего дня ДД.ММ.ГГ , а также эта информация направлена в адрес заявителя, инспекция считает, что в действиях управляющей компании отсутствуют признаки правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (л.д.9).
ДД.ММ.ГГ заявителем в адрес Государственной инспекции Алтайского края направлено письмо, в котором заявитель указал, что им по почте получен ответ инспекции от ДД.ММ.ГГ , который содержит немотивированный отказ в удовлетворении его жалобы. Заявитель в письме просил предоставить ему ДД.ММ.ГГ на ознакомление дело и получить копий документов из дела (л.д.12).
ДД.ММ.ГГ Государственной инспекцией Алтайского края заявителю дан повторный ответ, содержание которого аналогично ответу инспекции от ДД.ММ.ГГ (л.д.13).
Заявитель ДД.ММ.ГГ получил запрашиваемые документы в управляющей компании. Согласно пояснениям заявителя, запрашиваемые документы заявитель истребовал для изучения.
По обращению заявителя должностным лицом Государственной инспекции Алтайского края проведена проверка, о чем издан соответствующий приказ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица. Целью проверки указано установление фактов, изложенных в письменном обращении собственника квартиры *** дома *** по "адрес" в городе Барнауле по вопросам не предоставления информации по письменному обращению заявителя в срок, установленный законодательством.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Судебный контроль за решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих возможен в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Из представленных материалов видно, что мотивы, приведенные заявителем в обоснование его обращения в суд, не свидетельствуют о нарушении должностными лицами Государственной инспекции Алтайского края его прав и свобод, а сводятся к возложению обязанности их совершить определенные действия.
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 (ред. от 26.03.2014) (п.3) Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 10, 11 названного Постановления, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предметом проверок, в том числе, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Исходя из 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
Судебная коллегия находит, что, разрешая обращение Милова И.А. , государственный инспектор вправе был определить способы и методы проведения проверки исходя из установленных обстоятельств. При наличии оснований принять меры реагирования.
Кроме того, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) заинтересованных лиц его прав и свобод.
В силу положений ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, что должностным лицом Государственной инспекции Гричановым С.Н. проведена проверка соблюдения обязательных требований по доводам заявления Милова И.А. от ДД.ММ.ГГ , в том числе и по сроку предоставления информации, о чем указано в приказе о проведении проверки и акте. В связи с чем, отсутствует бездействие должностного лица Гричанова С.Н. , надзор осуществлен в форме проверки. Проведение надзора в форме проверки, предоставление ответа на обращения заявителя не нарушают прав заявителя.
Информация прокурора г.Барнаула и прокурора Индустриального района г.Барнаула о внесении представления руководителю ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Индустриального района г.Барнаула" в связи с выявленным нарушением требований Стандарта по предоставлении информации в установленный срок, также не свидетельствует о бездействии должностного лица государственной инспекции Алтайского края.
Верным является вывод суда, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Соответственно, не имеется оснований для возмещения расходов заявителю, производных от удовлетворения основного требования.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заявителя Милова И. А. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 02 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.