Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Быхун Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 июля 2014 года по искам Ефименко Т. К. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" о защите прав потребителей, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ . Ефименко Т.К. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее по тексту ООО "УК "Наш дом") о защите прав потребителей, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры в "адрес" в "адрес" , исполнителем коммунальных услуг является ООО "УК "Наш дом". Услуга по горячему водоснабжению, предоставленная управляющей организацией ООО "УК "Наш дом" в апреле 2013 года потребителю не отвечала установленным требованиям по качеству. Согласно данным общедомового прибора учета температура горячей воды составляла 49-53 градусов. Показания общедомового прибора учета сняты управляющей организацией ДД.ММ.ГГ ., в течение суток обязанность уведомить потребителей о причинах низкой температуры воды в системе горячего водоснабжения и предполагаемой продолжительности нарушения качества горячего водоснабжения ответчиком не исполнена. Поскольку ее права как потребителя нарушены, ей причинен моральный вред, который она оценивала в размере "данные изъяты" руб. Просила признать бездействие ответчика по не информированию о причинах низкой температуры воды в апреле 2013 года в системе горячего водоснабжения МКД "адрес" и предполагаемой продолжительности нарушения качества горячего водоснабжения незаконным и нарушающим ее право на необходимую и достоверную информацию об услуге. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
ДД.ММ.ГГ . Ефименко Т.К. обратилась в суд с самостоятельным иском к ООО "УК "Наш дом" о защите прав потребителей, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры в "адрес" , исполнителем коммунальных услуг является ООО "УК "Наш дом". В мае 2013 года ответчик не оказывал услуги в части организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и по их передаче в специализированные организации. Данными бездействиями ответчика истцу причинен моральный вред в размере "данные изъяты" руб. Просила признать бездействие ответчика в мае 2013 года по неорганизации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации незаконным, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии с частью 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В ходе рассмотрения дела истец Ефименко Т.К. дополнила заявленные требования, просила так же обязать ответчика организовать место для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном "адрес" .
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 10.07.2014г. постановлено исковые требования Ефименко Т.К. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО "УК "Наш дом" по не информированию Ефименко Т.К. о причинах низкой температуры воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома по "адрес" Алтайского края и предполагаемой продолжительности нарушения качества горячего водоснабжения в апреле 2013 года.
Признать незаконными бездействия ООО "УК "Наш дом" в части не организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном "адрес" в мае 2013 года.
Обязать ООО "УК "Наш дом" организовать место для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном "адрес" .
Взыскать с ООО "УК "Наш дом" в пользу Ефименко Т.К. денежную компенсацию в возмещение морального вреда в сумме "данные изъяты" руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "УК "Наш дом" в доход муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края государственную пошлину "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "УК "Наш дом" просит об отмене решения, поскольку судом не правильно применены нормы материального права, а именно пп.4,8,9 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010г. N681. Согласно указанным пунктам у ответчика нет обязанности по организации мест для временного хранения накопления отработанных ртутосодержащих и люминесцентных ламп на придомовой территории, соответственно отсутствуют основания для признания бездействия по не организации таким мест незаконным и возмещение морального вреда. Судом не учтено, что на май 2013г. включительно на муниципальном уровне в г.Рубцовске соответствующего решения не принято, в связи с чем управляющая компания была лишена возможности исполнить Постановление Правительства РФ N 681. С 01.10.2013г. в данное Постановление были внесены изменения, однако собственниками жилых помещений спорного дома место первичного сбора и размещения отработанных ртутосодержащих ламп не определили, соответствующих поручений от собственников в адрес ответчика не поступало. Кроме того, полагают, что ответчик не обязан был уведомлять истца в соответствии с п.104 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. N354, так как причины (аварии) и условия, предусмотренные указанным пунктом, способствовавшие отклонению температуры горячего водоснабжения в общедомовых сетях отсутствовали. Следовало учесть, что не представлено в материалах дела доказательств того, что в квартире истца в точке водоразбора услуга была предоставлена ненадлежащего качества.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Жарков Д.Ю. поддержал апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, с ходатайством об отложении дела не обращались, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика ООО "УК "Наш дом" Жаркова Д.Ю. , судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "УК "Наш дом" осуществляет управление многоквартирным жилым домом *** , по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ .
Порядок предоставления коммунальных услуг в рамках рассматриваемых правоотношений урегулирован вступившими в действие с 01.09.2012 г. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 104 Правил N 354, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 5 Приложения N 1 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан обеспечить соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно п. 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Пункт 113 Правил N 354 предусматривает, что после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
В соответствии с разделом 2 Приложения N 1 Правил, п. 2.4., п. 3.1.10. Гигиенических требований к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 20 от 07.04.2009 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Допустимое отклонение температуры горячей воды в дневное время не более чем на 3 градуса.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что коммунальная услуга "горячее водоснабжение", предоставленная ООО "УК "Наш дом" в апреле 2013 года потребителю Ефименко Т.К. не отвечала установленным требованиям по качеству ( температура горячей воды составляла 49-53 °C) и ответчик в нарушение п. 104 Правил N 354 в течение суток не исполнил обязанность уведомить потребителей о причинах низкой температуры воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по "адрес" в "адрес" Алтайского края и предполагаемой продолжительности нарушения качества горячего водоснабжения, то суд обоснованно удовлетворил требования истца и признал незаконным бездействие ООО "УК "Наш дом" по не информированию Ефименко Т.К. о причинах низкой температуры воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома по "адрес" Алтайского края и предполагаемой продолжительности нарушения качества горячего водоснабжения в апреле 2013 года.Доводы жалобы в этой части судебной коллегией признаются несостоятельными, так как суд первой инстанции правильно истолковал и применил п.104 Правил *** и верно установил фактические обстоятельства по делу.
В суде не оспаривалось, что до настоящего времени ответчиком не организованы места для приема и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, их передача в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Вместе с тем, установлено наличие специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности - ООО "Эко-Партнер", с которым ответчик уже имеет договорные отношения с ДД.ММ.ГГ . по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп, используемых непосредственно управляющей компанией ( л.д.31).
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, поскольку организация мест накопления и накопление ртутьсодержащих ламп является частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая, что ответчиком требования подп. "д (1)" п. 11 Правил содержания общего имущества не исполняются, чем нарушается закрепленное в Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в этой части.
По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции не противоречат действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, основаны на произвольном толковании норм материального права, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Согласно ч. 2-3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N 491 (в ред. от 06.05.2011), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пп. д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Данный пункт был введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. "д(1)" п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены "Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).
Согласно пп. 4, 8, 9 Правил в ред. от 03.09.2010 N681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Согласно п.8 Правил обращения с отходами, в ред. 01.10.2013 N 681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно п.8(1) Правил, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с п. 8(2) Правил, место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Таким образом, несмотря на то, что на муниципальном уровне не принято решение об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и о порядке осуществления такого сбора в г.Рубцовске, ООО "УК "Наш дом" осуществляет управление спорным многоквартирным жилым домом, соответственно, на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включая организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Установив, что ответчиком ООО "УК "Наш дом" указанная обязанность не исполняется, чем нарушается право истца на благоприятную окружающую среду, исходя из приведенных выше нормативных положений, суд первой инстанции вынес обоснованное решение об удовлетворении исковых требований в этой части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пп. 8, 9 Правил организация сбора отработанных ртутьсодержащих отходов возложена на органы местного самоуправления, а с учетом внесенных с 01.10.2013г. изменений в Правила, для организации мест накопления таких отходов должно быть поручение собственников помещений многоквартирного дома, не свидетельствуют о неправильности решения суда и не препятствуют исполнению решения ответчиком, поскольку между управляющей организацией и собственниками помещений в спорном многоквартирном доме имеется договор управления многоквартирным домом.
Совокупный анализ приведенных выше положений Правил содержания общего имущества и Правил обращения с отходами свидетельствует о том, что обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению лежит именно на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при этом п. 12 Правил содержания общего имущества и п. 4 Правил обращения с отходами запрещают собственникам помещений в доме, физическим лицам самостоятельно осуществлять указанную деятельность.
Прочие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, для чего оснований не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.