Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Петровой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "СтройГрад" на решение Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2014 года
по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Камень - на - Оби, Каменском, Крутихинском и Тюменцевском районах к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СтройГрад" о признании действий противоправными, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Камень - на - Оби, Каменском, Крутихинском и Тюменцевском районах обратилось в суд с иском к ООО "Управляющая компания "СтройГрад", в котором просит признать противоправными действия ООО "Управляющая компания "СтройГрад" в отношении неопределенного круга потребителей по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации;
обязать ответчика: - разместить в удобном для ознакомления потребителей месте, а также на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "УК "СтройГрад" информацию, предусмотренную пп. "п" п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ст. 9, 10 Закона РФ "О Защите прав потребителей";
- включить в договор управления, заключенный между гражданами и ООО "УК "СтройГрад" сведения, предусмотренные п. 19 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- привести платежные документы в соответствии с действующем законодательством, включить сведения, предусмотренные п.п. 67, 69, 71 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГ специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Камень-на-Оби, Каменском, Крутихинском и Тюменцевском районах установлено, что при осуществлении деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда по адресу: Алтайский край, г. "адрес" , "адрес" , были выявлены нарушения законодательства в сфере о защите прав потребителей, а именно:
в удобном для ознакомления потребителей месте, а также на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, обслуживаемого ООО "УК "СтройГрад" потребителям не предоставлена следующая обязательная информация:
сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил,
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию,
информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности),
что является нарушением пп. "п" п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ст.ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей.
Договор управления, заключенный между гражданином и ООО "СтройГрад" не содержит обязательные сведения, а именно: дату и место заключения договора; сведения о потребителе: дата рождения, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг; порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг, в нарушение п. 19 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. ППРФ от 06.05.2011 N354.
В платежном документе не указаны следующие сведения: почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; указание на оплачиваемый месяц, размер тарифов (цен) на вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период; сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил, что является нарушением п.п. 67, 69, 71 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. ППРФ от 06.05.2011 N 354.
Ссылается на ч. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9, ст. 10 ФЗ "О защите прав потребителей" и полагает, что обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СтройГрад" осуществляется деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда с нарушением "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 и ФЗ от 02.07.92 N2300-1.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2014 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Камень - на - Оби, Каменском, Крутихинском и Тюменцевском районах удовлетворены частично.
Признаны противоправными действия ООО "Управляющая компания "СтройГрад" в отношении неопределенного круга потребителей по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации.
На ООО "Управляющая компания "СтройГрад" возложена обязанность разместить в удобном для ознакомления потребителей месте информацию, предусмотренную ст. 9, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ФЗ N2300 - 1 от 02.07.1992, и привести договоры управления многоквартирными домами, заключенные между гражданами и ООО "Управляющая компания "СтройГрад" в соответствие с жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В остальной части исковых требований отказано.
С ООО "Управляющая компания "СтройГрад" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Управляющая компания "СтройГрад" просит об отмене решения и вынесении нового об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что истец обращался в суд с иском о признании противоправными действий ответчика, нарушающих права потребителей услуг на получение необходимой и достоверной информации, в связи с тем, что ответчиком не предоставлена информация, предусмотренная пп. "п" п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей"; договоры управления, заключенные с гражданами, не содержат обязательных сведений, в нарушение п. 19 указанных Правил; платежные документы не содержат обязательные сведения, в нарушение п.п.67,69,71 Правил.
При этом суд первой инстанции установил, что указанные Правила (которыми были обоснованны исковые требования) на ответчика не распространяются, однако необоснованно удовлетворил исковые требования в части.
Суд в нарушение норм процессуального права вышел за пределы исковых требований и удовлетворил требования по основаниям, которые истец не заявлял, поскольку при проверке деятельности ответчика истец установил лишь, что при предоставлении информации потребителям ответчик не предоставляет ту обязательную информацию, которая предусмотрена именно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что ответчик фактически полностью не предоставляет информацию потребителям, предусмотренную ст.ст. 9,10 Закона "О защите прав потребителей". Более того, данные обстоятельства о наличии фактов не предоставления ответчиком информации потребителям не были ни предметом, ни основаниями требований истца.
Суд первой инстанции также необоснованно обязал ответчика привести договоры управления в соответствие со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, притом, что истец данное требование не заявлял, а просил обязать ответчика включить в договор управления сведения, предусмотренные п. 19 Правил. Поэтому в данном случае суд установив, что указанные Правила в отношении ответчика не применяются, должен был отказать в удовлетворении требования.
Вывод суда о том, что договоры управления, заключенные ответчиком с гражданами, не соответствуют жилищному законодательству, так как не содержат обязательных сведений, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку такой вывод сделан на основании одного договора, который был предоставлен в суд истцом без приложений к договору.
В суде апелляционной инстанции представители истца Глотов П.С. и Прудникова Н.М. просили апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ООО "Управляющая компания СтройГрад" осуществляет деятельность по управлению дома "адрес" , "адрес" в "адрес" .
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований.
При этом суд исходил из того, что представленная ответчиком в материалы дела письменная информация о работе ООО "Управляющая компания "СтройГрад" не свидетельствует о наличии такой же информации в специально предусмотренных для этого местах, удобных для ознакомления потребителей, и ее опубликование в СМИ; управляющей компанией не представлено доказательств, что квитанции об оплате содержат необходимую информацию об управляющей организации, сведения о наличии предусмотренного законом объема информации в помещении управляющей компании и опубликования в официальном печатном средстве массовой информации, распространяемом в муниципальном образовании, на территории ст. Плотинная, в которой управляющая организация осуществляет свою деятельность; а также из того, что не представлены договоры управления с жителями данного многоквартирного дома, свидетельствующие о соблюдении их формы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе адрес (место нахождения) исполнителя.
Частью 10 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Стандарта раскрытия информации, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N731 "Об утверждении раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт) предусмотрено, что настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Пункт 2 Стандарта предусматривает, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления). Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п.5 Стандарта).
Согласно п.3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей компании, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В п. 15 Стандарта закреплено, что информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана информацию, подлежащую раскрытию размещать таким образом, чтобы она была доступна неограниченному кругу лиц в доступном для посетителей месте.
Как следует из материалов дела, информация о работе ООО "УК "СтройГрад", представленная ответчиком в подтверждение довода о размещении указанной информации, не принимается судебной коллегией, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, представленная в материалы дела информация о работе ответчика, не свидетельствует о наличии такой информации в специально предусмотренных для этого местах, удобных для ознакомления потребителей, и о ее опубликовании в СМИ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно вышел за пределы основания заявленных исковых требований судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку указание истцом в качестве правового основания заявленного иска п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не является основанием к отмене решения суда, поскольку ч.1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закреплена обязанность суда определить закон, подлежащий применению при разрешении дела.
Не принимается во внимание судебной коллегии довод жалобы о том, что договоры управления содержат все существенные условия, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку опровергается материалами дела.
Статьей. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
При этом представленный истцом в материалы дела договор не содержит сведений о составе общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту, с указанием стоимости отдельных работ и услуг, тарифы как на содержание и текущий ремонт общего имущества (л.д. 44-48).
Доказательств, опровергающих вывод суда в данной части, ответчиком не представлено, а приобщенные к материалам дела по ходатайству ответчика договоры управления, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку они заключены на обслуживание иных многоквартирных домов в г. Камень-на-Оби.
Доводы жалобы не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку не влекут отмену судебного решения, так как выводов суда не опровергают, а направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств, с которой судебная коллегия не соглашается.
Нарушений норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии таких обстоятельств, апелляционная жалоба ответчика, по ее доводам, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "СтройГрад" на решение Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.