Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 июля 2014 года
по делу по иску "данные изъяты" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"данные изъяты" обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края указывая на то, что ДД.ММ.ГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ДД.ММ.ГГ решением ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края *** ей отказано в назначении пенсии. Ответчиком не были включены в специальный трудовой стаж следующие периоды её работы: с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года - воспитателем в школе - саду N *** ; с 25 августа 1995 года по 01 апреля 1997 года - воспитателем в д/с N *** ; с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года - воспитателем в Муниципальной школе-интернете для глухих детей. Считает указанное решение не законным, так как право на досрочную пенсию по старости дает выполняемая ею педагогическая деятельность, а не название или статус учреждения, где она работает. В соответствии с записями в её трудовой книжке с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года она работала воспитателем в школе-саду N *** . В наименовании учреждения было пропущено слово "детский", что послужило основанием для ответчика, чтобы не засчитывать ей в льготный стаж указанный период работы. Она работала воспитателем с детьми, то есть занималась педагогической деятельностью. Не усматривает своей вины в том, что пропущено слово в наименовании учреждения, считает, что это не должно повлечь ограничение её в праве на льготную пенсию. Работа в Детском саду *** воспитателем с 25 августа 1995 года по 01 апреля 1997 года также должна быть зачтена ей в льготный стаж. Полагает, что сокращение в наименовании учреждения (д/с N *** ), где она работала, не должно повлечь ограничения её пенсионных прав, тем более что в справке работодателя от ДД.ММ.ГГ *** имеется расшифровка наименования учреждения. Информация о переименовании учреждения, содержащаяся в указанной справке, относится к тому периоду, когда уже там не работала. Также подлежит зачету в её льготный стаж период работы воспитателем с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года в Муниципальной школе-интернете для глухих детей. В связи с тем, что в трудовой книжке нечеткая печать, была затребована уточняющая справка от ДД.ММ.ГГ N *** , в которой подтверждается её трудовой стаж работы в этом учреждении. Согласно статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права не нее. Она обратился к ответчику ДД.ММ.ГГ . С учетом включения оспариваемых периодов на день обращения её льготный педагогический стаж составлял более 25 лет, в связи с чем считает, что ей должна быть назначена пенсия с ДД.ММ.ГГ . Просила признать недействительным решение ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; обязать ответчика включить ей в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года - воспитателем в школе - детском саду N *** , с 25 августа 1995 года по 01 апреля 1997 года - воспитателем в детском саду N *** , с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года - воспитателем в Муниципальной школе-интернате для глухих детей; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ ; взыскать с ответчика понесенные ею расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей.
С учетом уточненных исковых требований, "данные изъяты" просила суд обязать ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды её работы: с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года в должности воспитателя в школе - сад N *** ; с 25 августа 1995 года по 02 мая 1996 года и с 04 мая 1996 года по 01 апреля 1997 года в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад *** " "данные изъяты" ", с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года в должности воспитателя в Муниципальной школе-интернате для глухих детей; обязать ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края назначить ей пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГ .
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановлено: исковые требования "данные изъяты" удовлетворить.
Признать недействительным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ об отказе "данные изъяты" в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы "данные изъяты" :
- с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года в должности воспитателя в Школе - сад N *** ;
- с 25 августа 1995 года по 02 мая 1996 года и с 04 мая 1996 года по 01 апреля 1997 года в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад *** " "данные изъяты" ";
- с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года в должности воспитателя в Муниципальной школе - интернате для глухих детей.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края назначить "данные изъяты" пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГ .
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края просил отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новое решение, которым отказать "данные изъяты" в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Управление не согласно с данным решением, считает, что при его вынесении судом неправильно применены нормы материального права, в специальный стаж истца не могут быть зачтены спорные периоды работы истца, поскольку истицей не представлено доказательств обоснованности заявленных требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец "данные изъяты" возражала против апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции истец "данные изъяты" . просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по правилам ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Пунктом 1 названного Списка предусмотрена должность воспитателя и пунктом 1.8. наименования учреждений - дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В пункте 13 указанных Правил отмечено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), к числу которых помимо прочих отнесены также школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Таким образом, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено наименование учреждений - детские сады всех наименований. Точное наименование - школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли пунктом 13 Правил установлено только для структурных подразделений организаций.
Статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохраняет права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, когда правовым основанием к этому служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, связанной с неблагоприятным воздействием на человека.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Закон РФ "Об образовании" предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения (статья 11.1.). В силу пункта 5 статьи 55 указанного Закона действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчинённости, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся, ни работников, в том числе в их праве на пенсию.
Кроме того, действовавшими в оспариваемый период нормативными правовыми актами по вопросу льготной пенсии предусматривались такие виды учреждений:
- в разделе "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает права на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, указаны школа - детский сад, детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли);
- в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, указана начальная школа - детский сад (пункт 7 раздела "Наименование учреждений"), дошкольные образовательные учреждения - детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников), детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад (пункт 7 раздела "Наименование учреждений").
Разрешая спор, суд признал установленным, что "данные изъяты" . работала:
- с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года - в должности воспитателя в Школе-сад N ***
- с 25 августа 1995 года по 01 апреля 1997 года - в должности воспитателя д/с N *** " "данные изъяты" ";
- с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года - в должности воспитателя в "данные изъяты" школе-интернат для глухих детей.
Решением *** от ДД.ММ.ГГ ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края отказано "данные изъяты" в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа, в специальный стаж работы истца не засчитаны периоды работы: с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года - в качестве воспитателя в школе-сад N *** , так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, осуществляющих педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463; с 25 августа 1995 года по 01 апреля 1997 года - в качестве воспитателя в д/с N *** , так как в уточняющей справке *** от ДД.ММ.ГГ в данных о переименовании учреждения указано "с ДД.ММ.ГГ детский комбинат *** " "данные изъяты" " переименован в муниципальное дошкольное учреждение *** " "данные изъяты" ". Как именовалось учреждение до этого, наименование не указано. Наименование учреждения "детский комбинат" не предусмотрено всеми действующими Списками. Не засчитан период работы с 01 апреля 1997 года по 08 июня 1998 года в качестве воспитателя в Муниципальной школе-интернате для глухих детей, так как этот период не подтвержден уточняющей справкой, а печать в трудовой книжке не читается. Специалистами управления был сделан запрос *** ДД.ММ.ГГ , повторно ДД.ММ.ГГ по электронной почте, но ответ не получен. С 01 января 2004 года по 31 октября 2006 года "данные изъяты" находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Таким образом, специальный стаж педагогической деятельности истца составляет *** год *** месяцев *** день, вместо требуемых 25 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что истица в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости при требуемом специальном стаже 25 лет. То есть, право на досрочную пенсию по старости дает выполняемая "данные изъяты" педагогическая деятельность, а не название или статус учреждения, где она работала. Должность воспитателя предусматривалась и предусматривается всеми нормативными правовыми актами, связанными с льготным назначением педагогической пенсии.
Данные выводы суда подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: копией трудовой книжки; Уставом Муниципального образовательного дошкольного учреждения "Школа-сад N *** ", зарегистрированного постановлением Администрации города Алейска Алтайского края 11 октября 1993 года N 557 следует, что основными целями деятельности Школы-сада являются: поиск форм и методов воспитания и развития, направленных на формирование свободно развитой личности, обеспечение непрерывности образования, в котором Школа-сад является первой ступенью; постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса и материально-технической базы; создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей; удовлетворение воспитательных и образовательных запросов личности, государства и общества; актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию Детского сада-яслей на 280 мест в IV м-не Производственного объединения Минусинского электротехнического комплекса, утвержденным 31 марта 1986 года Исполнительным комитетом Минусинского городского Совета народных депутатов; справкой Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад *** " "данные изъяты" " комбинированного вида *** от ДД.ММ.ГГ истец работала в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад *** " "данные изъяты" " комбинированного вида с 26 августа 1995 года (Приказ от ДД.ММ.ГГ N 13) по 01 апреля 1997 года (Приказ от 27 марта 1997 года N 04) в качестве воспитателя с занятием штатной должности нагрузкой 1,00 ставка, и данными о переименовании учреждения: с ДД.ММ.ГГ Детский комбинат *** " "данные изъяты" переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение *** " "данные изъяты" " комбинированного вида на основании свидетельства о государственной регистрации N 1119 от 31 декабря 1998 года; с ДД.ММ.ГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение *** " "данные изъяты" " комбинированного вида переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад *** " "данные изъяты" " комбинированного вида на основании уведомления *** к свидетельству о государственной регистрации от 13 марта 2000 года; с 07 апреля 2009 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад *** " "данные изъяты" " комбинированного вида переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад *** "Серебряное копытце" комбинированного вида на основании Приказа Управления образования *** от 07 апреля 2009 года.
Что касается доводов апелляционной жалобы о недоказанности периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", то они являются необоснованными и опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку работа истицы "данные изъяты" в должности воспитателя в Школе - сад *** с 12 августа 1994 года по 25 августа 1995 года, в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении "Детский сад *** " "данные изъяты" " комбинированного вида" с 25 августа 1995 года по 02 мая 1996 года, с 04 мая 1996 года по 01 апреля 1997 года, в должности воспитателя в Муниципальной школе - интернате для глухих детей подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере её профессиональной деятельности в указанной должности. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истицы о включении в льготный стаж спорных периодов работы. Доказательств обратного подателем жалобы в суд не представлено.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на принятое решение, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, свидетельствуют о неверном толковании пенсионного законодательства и являлись предметом рассмотрения и исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края РФ удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.